Крайне непростая ситуация в стране, в частности, глубочайший политический и экономический кризис, приводят к тому, что увеличивается и количество безработных. Причем, как среди простых работяг, так и среди "белых воротничков". Вот только на бумаге — совершенно другие цифры.
На бумаге все гладко
Согласно прошлогодним социальным исследованиям Центра Разумкова более 50% граждан едва выживают, 73% экономят на продуктах, 53% экономят на одежде… и это только официальные данные.
Как сообщил заместитель главы Государственной службы занятости Сергей Кравченко на пресс-конференции в Киеве, в столице и Киевской области на сегодняшний день самый низкий уровень безработицы — 6,3%. В Одесской области — 6,4%, а вот Тернопольская, Полтавская, Донецкая и Луганская области лидируют по безработице. Например, в Тернополе уровень безработицы составляет 11,4%, в Полтавской области — 12%, в Донецкой — 13,6%, Луганской — 15,4%.
"В общеевропейских и мировых пониманиях это мизерный уровень, почти на уровне природного, естественного оборота. Все отмечают, что в центры занятости обращается треть, максимум 40% в разные периоды. Туда обращаются те, кто считает, что у него может быть хорошее пособие по безработице, то есть, у него была предыдущая формальная занятость, и была достаточная зарплата, чтобы претендовать на пособие в 2-4 тысячи грн, а также те, кто не имеет надежды на самостоятельное трудоустройство. По этой причине там очень много неконкурентоспособных людей на рынке; также там есть официально уязвимые категории, прописанные в законе о занятости (инвалиды, молодежь, люди предпенсионного возраста), которым по закону центр занятости обязан дополнительно усиленно оказывать первоочередные услуги. То есть, обращаются в центры занятости не все безработные, а только те, которые рассчитывают на хорошую помощь, или которым деваться некуда. Обычно человек старается найти работу сам", — заявил в интервью корреспонденту ГолосUA заведующий отделом социальной безопасности Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, доктор экономических наук Александр Цымбал.
И здесь следует задаться вопросом: что в данной статистике не так? Ведь на самом деле, ситуация обстоит совершенно иначе, а отношение количества официально зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения — гораздо выше; закрываются предприятия и крупные проекты, происходят массовые сокращения в офисах и на производстве; С другой стороны, есть и зона АТО, и внутренние переселенцы, которых нужно обеспечить рабочими местами. Кстати, господин Кравченко отметил, что на данный момент "у нас 1,7 млн перемещенных лиц".
По мнению А. Цымбала, проблема внутренних переселенцев — это проблема общей неустроенности, "потому что многие рассматривали и продолжают рассматривать свое положение, как временное". В связи с этим, они не смогли обеспечить себе прежний социально-экономический инфраструктурный уровень. К тому же, эти люди вынуждены искать любую работу, часто не соответствующую их квалификации, а поскольку они рассматривают свое положение как временное, работодатели не хотят с ними иметь дело.
А еще есть целая армия молодых "свободных художников", и людей "после 30", которым найти постоянную работу несколько сложнее, чем людям помоложе, что связано с дискриминационной политикой работодателей — возрастными ограничениями. Впрочем, на пресс-конференции в Киеве заместитель главы Государственной службы занятости сам сказал, что за январь-февраль текущего года на одно вакантное рабочее место было 19 соискателей, желающих его занять. Согласитесь, факт интересный, а "конкурс на место" как минимум, впечатляет. Да и заставляет задуматься о том, что реальная ситуация с уровнем безработицы обстоит несколько иначе.
"У нас немного людей, открыто ищущих работу, и готовых об этом засвидетельствовать. А именно такие люди и попадают в категорию безработных по опросам населения Украины по вопросам экономической активности. Эти опросы проводит Государственная служба статистики Украины каждый квартал. Они объединяют данные, согласно которым серьезного роста количества населения, ищущего работу (безработных) — нет", — отметил А. Цымбал.
Правд много
В конце 2015 года наше Министерство социальной политики заявило, что уровень безработицы достиг своего исторического максимума. Согласно официальным данным, численность трудоустроенного населения в Украине на конец 2015 года составила 16,5 млн человек, а безработных насчитывалось 1,638 млн человек. За эти три месяца 2016 года рано делать какие-то выводы, но и всерьез рассчитывать, что все поменяется к лучшему, как по мановению волшебной палочки, мягко говоря, не приходится; ведь сокращение доходов населения продолжается, а люди уверенно шагают к черте бедности. Однако государственные чиновники демонстрируют общественности совершенно другую "картинку", настолько же правдоподобную, насколько средневековая географическая карта могла бы претендовать на связь с реальностью в наши дни.
Нередко люди ищут работу не через службу занятости. Кстати, тут мы находим один из пробелов в официальных данных, так как далеко не все безработные "стоят на учете". Взять хотя бы коллег по цеху, работников СМИ: не известных персоналий, а обычных литературных работников. Дело в том, что нередко крупные проекты закрываются, либо просто меняется руководство, происходят ротации, а труженики пера, оказавшись снова в свободном плавании, самостоятельно ищут работу. Причем, как долго будут длиться эти поиски — их личные проблемы.
"К нам журналисты не обращаются, они, как правило, сами себе ищут работу", — заявил С. Кравченко.
Отвечая на вопрос корреспондента ГолосUA относительно того, может ли человек творческой специальности получить с их помощью работу по своему профилю, замглавы госслужбы занятости сообщил, что это возможно, "если работодателю требуются соответствующие должности".
Хочешь жить — умей вертеться
Качество жизни ухудшилось для всех слоев населения: только по официальным данным, в январе 2016 года по сравнению с декабрем 2015-го уровень безработицы в Украине вырос на 3,6%, что составляет 508,6 тыс безработных. По статистике Международной организации труда, уровень безработицы равен 9%. По статистике госслужбы занятости, среди молодежи до 25 лет безработных более 21,8%.
По словам чиновника, в начале года ситуация была наихудшей. Сейчас служба занятости учит рабочим специальностям, так как они наиболее востребованы: юристов, экономистов, или продавцов — более чем достаточно, а вот найти хорошие "рабочие руки" в наши дни — серьезная проблема. С другой стороны, какого-нибудь бывшего чиновника, который пришел в службы занятости (бывают и такие случаи), на завод не загонишь, а его аппетиты — не умеришь.
Для службы занятости сейчас главный клиент – это работодатель. База данных соискателей составляет более полумиллиона, так что выбор кандидатов на ту или иную должность — воистину огромный, а о количестве претендентов (19 человек на одно рабочее место) мы уже упоминали.
Согласно данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, 93% работодателей считают soft skills — одним из самых важных факторов при выборе кандидата, а 67% — хотели бы видеть у соискателей практически ориентированные навыки.
"Я не располагаю информацией по уровню безработицы в Украине, но могу предположить, что официальные данные могут отличаться от реальных цифр, что связано как с особенностями учета, так и с количеством обратившихся в службу занятости. Со своей стороны могу лишь сказать, что на рынке труда существует острая проблема — несоответствие между компетенциями, которые требуют работодатели, и знаниями, которые студенты получают в украинских ВУЗах. Наш проект позволяет приобрести и развить необходимые в любой сфере деятельности навыки результативности. Причем, даже человек без высшего образования, обучившись в нашей программе, сможет достойно себя представить на рынке труда и легко адаптироваться в рабочий процесс", — заявил Андрей Заикин, руководитель проекта Ukrainian New Generation University.
Дно или днище?
В настоящее время наблюдается очевидная тенденция к сокращению рабочих мест. ВВП Украины упал на 9,9%, а потеря российского рынка сбыта серьезно ударила по многим отраслям нашей экономики. Так что ситуация с безработицей, по мнению экспертов, значительно хуже, чем в цифрах официальной статистики. Так, например, главный финансовый аналитик Агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран убежден, что наиболее высокие риски роста безработицы сейчас в сырьевых отраслях. Ну а простые люди будут нередко сталкиваться с задержками выплат.
Другой спикер ГолосUA, заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Кондрюк вообще убежден, что на самом деле безработица в Украине — в 3-4 раза выше, чем заявляют в Государственной службе занятости. По его личным подсчетам, количество безработных уже давно перевалило за 2 миллиона человек.
О том, что людей без работы может быть намного больше свидетельствует и тот факт, что для учета безработных по западному образцу используются методы, в которых есть свои особенности, позволяющие исказить цифры. Например, респонденты, которые указали, что не имеют работы, но не упомянули о ее активном поиске могут быть отнесены к "экономически неактивной" категории, которая безработной уже не считается.
"Экономически неактивная категория официально не считается безработной. За счет этого показатели по безработице у нас ниже, чем могли бы быть. Сама система выстроена так с помощью методологических определений, с помощью законодательства, что она или отсекает тех, кого вы бы считали безработным по смыслу, или не признает безработным. В этом и есть ухищрения", — заявил А. Цымбал.
Так или иначе, но сама ситуация в стране подсказывает, что число безработных будет расти. Конечно, жители сел еще могут наслаждаться собственноручно выращенными "натурпродуктами". Но и жизнь провинции уже значительно ухудшилась благодаря новым тарифам на газ и электричество. А вот "свободным горожанам", "романтикам улиц", равно как и иждивенцам при нынешней ситуации прокормиться будет нелегко. И выход только в одном: цепляться за любую возможность стабильного заработка.