Тяжелейший экономический кризис, которым сегодня охвачена добрая половина Объединенной Европы, привел к массовому оттоку из «неблагополучных» регионов украинских работников. «Заробитчане», как имеющие право на трудовую деятельность, так и нелегалы, покидают европейские стройки, фермы, больницы и рестораны. «Гастарбайтеров» сменяют местные жители, осваивающие непривычные для себя профессии обслуживающего персонала. Аналитики с иронией говорят, что экономические сложности уже заставили греков и итальянцев, испанцев и португальцев и даже немцев и шведов «влезть в шкуру своей бывшей прислуги». Самой же «бывшей прислуге» на Родине уготована, похоже, не менее печальная участь…
В афинском полицейском участке Лидии Николаевне, уроженке Сумской области, посочувствовали, предложили кофе с печеньем и дали проездной билет на городской автобус. Но заявление об «угрозе в адрес личности» принимать не стали. Вернее, предложили написать, однако, сразу предупредили, что поиски злоумышленниц, криком «убирайся домой и там себе занимайся бизнесом!» напугавших ее в столичном парке, ни к чему не приведут. «Греки обозлены, у них нет работы и денег, и свою злость они вымещают на иностранцах, которые занимают их рабочие места», — философски заметил офицер и посоветовал Лидии Николаевне, у которой, кстати, имелась на руках истекающая туристическая виза, действительно отправляться восвояси. Дескать, ее деятельность домработницы, которая и без того является незаконной, в самое ближайшее время совсем будет поставлена под сомнение…
Все дело в том, что сегодня греки, ставшие заложниками сильнейшего экономического кризиса, отказываются от прислуги. В местной прессе все чаще можно встретить объявление на манер: «Житель Крита ищет работу садовника» или «гражданка Греции в десятом (!) поколении станет хорошей няней вашему малышу». Подобные информационные блоки в разделах «ищу средства для пропитания» уже давно стали неотъемлемыми реалиями не только греческих будней, но и действительности в Испании, Италии, Португалии и даже Чехии и Словакии – традиционных местах заработков украинских граждан.
Европейские социологи отмечают массовость явления, при котором те же испанцы или португальцы либо вообще увольняют «иностранную рабочую силу», деятельность которой и ранее оценивалась по самым низким тарифам, либо сами занимают места обслуживающего персонала в кафе, столовых и на так называемом «вредном (тяжелом) производстве». «Порой доходит до парадокса, когда за место, которое еще примерно полтора года назад считалось «крайне не престижным и на которое неохотно претендовали даже самые нуждающиеся иностранные гастарбайтеры, в буквальном смысле соревнуются обедневшие представители элиты, — сказал в интервью агентству «ГолосUA» координатор европейских гуманитарных и правозащитных программ Алонсо Васкес. – Соответственно, у наших желающих заработать гостей попросту не остается никаких шансов». Эксперт добавил, что из-за этого цены на рынке услуг в ряде европейских стран «снижаются почти что в геометрической прогрессии»…
…А заробитчанам не остается ничего, как возвращаться домой. Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, говорить «прощай, заграница» нашим трудолюбивым соотечественникам пока очень и очень рано. Согласно официальным данным, ежегодно за счет тех же заробитчан в Украину попадают от 5 до 12 миллиардов евро – в качестве регулярных денежных переводов. При этом многие, отправляющиеся в поисках лучшей доли за рубеж, всерьез говорят, что готовы работать и за меньшие деньги – главное, чтобы у них была стабильная работа, крыша над головой и, конечно, уверенность в завтрашнем дне. В этой связи весьма символично выглядят слова некоего жителя Прикарпатья, у которого итальянские телевизионщики спросили, почему он, потеряв работу в Риме, не уезжает, как тысячи его собратьев на родину. С выражением лица, достойного самого Нерона, молодой человек ответил: «Дома мне вообще делать нечего. Мое село вымирает, никакого достойного занятия нет, а попрошайничать в моем возрасте стыдно». И как бы, между прочим, добавил, что сейчас мечтает устроиться на «какой-нибудь итальянский автомобильный завод». «Хочу показать, что мои земляки, уезжающие отсюда по причине отсутствия работы, в скором времени еще пожалеют о своем решении».
Кстати, документально подкрепленной статистики относительно того, сколько именно украинцев покинуло Объединенную Европу после разразившегося кризиса, пока нет. Поговаривают, что речь идет о 800 тысячах из более чем пятимиллионной армии «гастарбайтеров». По другой информации, подобная цифра уже перевалила за миллион. Но вот ведь в чем дело – в это число автоматически попадают и так называемые «сезонные труженики», которые, как правило, отправляются за рубеж, например, для сбора клубники или винограда. Цель получить постоянную работу по трудовой карте (визе) они, как правило, себе не ставят. «Сейчас сложно говорить, насколько долго продлится такая «тенденция оттока, — отметила «ГолосUA» аналитик рынка труда в странах ЕС Аннемари Райнер. – Все будет зависеть от экономики конкретно взятой страны. Но в том, что на восстановление этого сегмента рынка понадобятся годы, сомнений нет»…