В Киеве выросли тарифы на содержание домов: сначала у коммунальных управляющих компаний, а недавно волна удорожания докатилась до частных. Впрочем, в ряде случаев большая квартплата не приближает более качественное обслуживание, а лишь пополняет счета дельцов, пишет УНИАН.
Уже три месяца жители домов, не избравших себе управляющего, не создавших ОСМД или не присоединившихся к частной управляющей компании, платят избранным на конкурсе коммунальным управляющим по новым ценам. Тарифы на содержание домов и придомовой территории изменились с 7-8 гривен за квадрат до 12-14 гривен, потому что так сочли бывшие ЖЭКи, хотя еще совсем недавно мэр столицы Виталий Кличко обещал, что тарифы будут оставаться неизменными. Таким образом, если раньше владельцы квартир на, условно, средние 60 «квадратов» платили около 450 гривен квартплаты, то теперь все 780. А платежки жителей больших трехкомнатных квартир вообще перевалили за тысячу.
«Если управляющий определен органом местного самоуправления на конкурсной основе, цена услуги по управлению многоквартирным домом определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем», — пояснили в КГГА.
Многолетний заместитель председателя КГГА по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Пантелеев пошел дальше и намекнул, что киевляне должны вообще поблагодарить, что платежка подросла только в два раза.
«Цены, предложенные управляющими компаниями, отражают минимально экономически обоснованный уровень обслуживания домов, поскольку тарифы на обслуживание домов и придомовых территорий не изменялись с 2017 года», – рассказал он в ходе дискуссии, посвященной управлению многоквартирным домом.
В то же время, по его словам, за последние годы в четыре раза возросла стоимость электроэнергии, в несколько раз выросла цена на горючее и расходные материалы. «Ни один товар или услугу мы сейчас не приобретем по цене многолетней давности. И нельзя делать вид, что эти факторы не влияют на стоимость услуг в жилищной сфере», – добавил заместитель Виталия Кличко.
Не отстают от коммунальных управляющих домов и некоторые их частные «братья», тоже решили повысить ценники. Одна из столичных частных управляющих компаний на Оболони сообщила жителям о намерении повысить квартплату с 1 июня до 13,63 гривен за «квадрат».
При том, что за обслуживание аналогичного дома неподалеку жильцы платят ОСМД 6,9 гривен за квадратный метр. «И дома относительно новые, требуют небольшого ремонта», – возмущалась одна из жительниц Людмила в «домовом» чате.
Люди не понимают, почему они должны платить больше, аргументируя это наличием дополнительных доходов управляющего от сданных в аренду помещений и, по их мнению, непрозрачной работой частника. В то же время, частная компания объясняет новые тарифы теми же факторами, что и бывшие коммунальные ЖЭКи: все стало дороже. Однако расчетов и документов, которые могли бы аргументировать это повышение, не дает. Жители дома активно собирали подписи против повышения тарифов и готовились к борьбе, которая, впрочем, быстро завершилась, как только управляющая компания выставила ультиматум: «Или вы платите по новому тарифу, или мы прекращаем обслуживание дома». Реклама Глава союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко отмечает, что шантажом жителей занимаются и отдельные коммунальные управляющие компании и приводит пример соответствующего объявления.
«Читать такие объявления от управляющих компаний, которые воруют электроэнергию в домах и годами не убирают придомовую территорию, с одной стороны, смешно, а с другой — абсолютно циничные действия коммунальщиков вызывают у меня еще большую злость на их действия», — написал эксперт на своей фейсбук-странице.
УНИАН пообщался с экспертами и юристами и выяснил, как жителям столичных домов узнать, за что они действительно платят, и возможно ли обжаловать новые тарифы. Оправданы ли обновленные цифры «Возможно, уже действительно нужно поднять тарифы в связи с теми или иными обстоятельствами, но, извините, на сколько процентов? И почему после требования одной жилицы дома не предоставили технический паспорт дома, согласно которому каждый может хотя бы приближенно определить расходы на дом? Потому что все остальное жильцы и до этого оплачивали сами», — жалуется киевлянка Татьяна в одном. Эти вопросы волнуют большинство жителей столицы: могут ли управляющие дома реально обосновать новые цифры в платежках, приведя соответствующие расчеты? А если нет, можно ли по новым тарифам не платить?
Руководитель союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко констатирует, что подсчитать экономический обоснованный тариф на содержание дома в столице сейчас невозможно. «Для того чтобы сформировать экономически обоснованную цену, нужно понять, в частности, техническое состояние многоквартирных домов. В Киеве проведено техническое обследование только 18 домов в Дарницком районе. Другие дома его не проходили. Не понятно, что нужно сделать в этом доме, чтобы он, в частности, не упал за определенное время, — нужно ли его утеплять».
Пока цифры в платежках остаются, как есть. Громкое возмущение главы Киевской городской военной администрации Тимура Ткаченко и не менее громкая публичная отмена распоряжения о проведении тарифных конкурсов не изменила цифры в платежках и не могла изменить. Олег Попенко рассказал, что в Киеве проведено техническое обследование только 18 домов в Дарницком районе – другие дома его не проходили.
Впрочем, путь к отмене повышенных тарифов на квартплату остается, утверждают юристы. «Можем обжаловать процедуру повышения. Новый размер тарифов должен быть зафиксирован в протоколе общего собрания, где должно быть указано, что все жильцы домов знают о повышении тарифов. Соответственно, можно апеллировать, например, что протокол был составлен с нарушениями, едва ли не все были уведомлены о росте тарифов…
Это повлечет за собой ответственность в виде, возможно, даже изменений в размере Riyako&Partners» Екатерина Анищенко. По ее словам, потребителям, желающим узнать, откуда берутся обновленные цифры в платежках, нужно подать запрос в соответствующую обслуживающую компанию, которая в ответ должна предоставить всю необходимую информацию о составляющих тарифа. Можно дополнительно поинтересоваться, планируется ли в доме, например ремонт. Но работники обслуживающей компании не всегда готовы рассказывать, откуда берутся новые цифры, и почему они такие.
«Я сталкивалась с тем, что управляющие компании могут игнорировать такие запросы. В таком случае следует обратиться к адвокату, потому что на адвокатские запросы они обязаны ответить», – отметила Екатерина Анищенко. В свою очередь адвокат Вадим Чунжин напоминает, что должен обязательно входить в тариф на квартплату. По его словам, это, прежде всего, техническое обслуживание внутриобуточных систем водо- и теплоснабжения, а также водоотвод, электро- и газоснабжение. То есть, среди прочего, управляющие должны следить за «здоровьем» насосов, качающих воду непосредственно в доме, а также труб. Также именно к управляющей компании нужно идти, если есть проблемы с электричеством. Во-вторых, ремонт лифтов и техническое обслуживание. Также в квартплату входят: обслуживание дымовых и вентиляционных каналов; техническое обслуживание систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии). Последний пункт касается новых домов. Управители должны следить за «здоровьем» насосов, качающих воду непосредственно в доме, а также труб, рассказывает адвокат Вадим Чунжин.
Кроме этого, обслуживающая компания должна заниматься ремонтом крыши, окон конструктивных элементов, технических устройств домов (щитовых, систем отопления и др.), а также текущим ремонтом внутридомовых систем: водоснабжение, водоотвод, теплоснабжение, горячее водоснабжение, ливневая канализация, электроснабжение, газоснабжение.
И, конечно, на плечи обслуживающей компании ложится уборка дома и прилегающей территории, ее благоустройство, вывоз снега зимой и посыпание тротуаров солью. Указанный перечень услуг, согласно приказу Министерства регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обязателен. Разумеется, если в доме нет лифта, то жильцы дома не будут платить за его обслуживание.
Вместе с тем, если вы не получаете какую-либо услугу, а в платежке сумма не меняется, то это нужно зафиксировать, составив акт. Адвокат Катерина Анищенко отмечает, что такой акт составляется при участии как минимум трех человек: владельца квартиры, представителя управляющей компании и, например, владельца соседней квартиры, который мог бы подтвердить, условно, что на этаже уже более месяца не могут заменить лампочку. За что мы действительно платим Олег Попенко отмечает, что далеко не все средства, которые киевляне платят обслуживающим компаниям, следуют целевому назначению, однако добавляет, что ситуация по городу неоднородна:
«Большинство составляющих того, что мы платим за управление многоквартирным домом, так или иначе разворовывается. Например, услуги дератизации или дезинсекции, или проверки дымовых каналов. Это услуги, которые никто не может проконтролировать. Никто не знает, что реально происходит. То есть все на совести ЖЭКа, а делает ли что-то ЖЭК, или нет — неизвестно».
Он отметил, что получил десятки жалоб от людей, в домах которых не проводилась ни одна из перечисленных услуг. То же касается и услуг дворников. «У меня есть десятки адресов, которые люди понаписали, что у них услуги уборки подъездов, придомовых территорий нет. У них даже дворников нет. Они сами убирают, хотя исправно платят за эти услуги», — добавил Попенко, заметив, что во многих домах электричества и сантехники штате только на бумаге, а в действительности их никто не лицезрел. А еще средства киевлян, полученные за коммуналку, иногда направляются непонятным структурам, которые не могут похвастаться безупречной репутацией, что можно увидеть по результатам тендеров. В частности, управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда Подольского района подписала договор на проведение капитального ремонта инженерных сетей холодного, горячего водоснабжения в одном из домов на Проспекте Свободы за 1,46 миллиона гривен с неким ООО «Силарк».
Эта компания имеет давнюю тендерную историю и является фигурантом уголовных производств о хищении бюджетных средств. В частности, правоохранители подозревают, что победитель тендера, в сговоре с рядом других юридических лиц и КП «Киевтеплоэнерго», завысил стоимость выполненных работ. По данным сервиса Yourcontrol, компания фигурирует в хорошем десятке уголовных производств, точка в которых, правда, не поставлена.
Эта же компания выиграла и тендер на капитальный ремонт другого дома по улице Кирилловской. И в том, и другом случае конкурентов у «Силарка» не оказалось. Впечатляет перечень связанных юрлиц, по данным из открытых источников. Здесь тебе и столичный «Киевводоканал» и аэропорт «Борисполь».
Иногда средства киевлян, полученные за коммуналку, иногда направляются непонятным структурам, которые не могут похвастаться безупречной репутацией.
В Шевченковском районе коммунальное предприятие «Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда Шевченковского района г. Киева» согласилась оплатить более 1,6 миллиона гривен за утилизацию опавших листьев и остатков растительного происхождения фигуранту нескольких уголовных производств — ООО «Крамар Эко-Регион».
Среди прочего компания подозревается в растрате бюджетных средств, которые также должны были потрачены… на утилизацию опавших листьев.
В Печерском районе еще одному фигуранту уголовных производств – компании «Юнит-л» доверили ремонтировать лифты за почти 4,8 миллиона гривен.
По данным следствия, лифтовая компания вместе с конкурентами завышала цены на свои услуги. Так, за реконструкцию лифтов в двух подъездах компания попросила 731 тысячу гривен, в то время как рыночная стоимость работ составляла чуть выше 500 тысяч. Во всех указанных тендерах участвовал только один участник. Почему руководители управляющих компаний соглашаются отдавать деньги киевлян сомнительным фирмам (или, может, у них нет выбора, и мы наблюдаем только схему легализации искусственных монополистов)? Это вопрос, на который должны ответить правоохранительные органы.
Олег Попенко считает, что такие тендеры невозможны без указания со стороны районных и столичных властей и констатирует, что коммунальные управляющие компании давно стали банкротами. Несмотря на то, что собранных квартплат вполне достаточно для их нормального существования.
«Той стоимости, которую платят за управление домами киевляне, хватило бы для нормального существования этих компаний, с учетом того, что они много помещений сдают в аренду, но, к сожалению, они полные банкроты.
Ежегодно КГГА дофинансирует их на 20-30-50 миллионов гривен, а средства благополучно подвергаются экспертам», — сказал эксперт.
Столица уже четвертый месяц живет с обновленными тарифами на содержание домов и придомовой территории и новыми/старыми управляющими. Во многих домах старого жилищного фонда изменение цифр в платежках, ожидаемо, не ускорило ремонты и замену старых лифтов и не привело к более качественному оказанию услуг, а лишь продолжило поддерживать системы домов в минимально животворном состоянии.
Впрочем, киевляне могут разобраться, за что они вынуждены платить, и в случае, если эти услуги систематически не предоставляются, попытаться обжаловать вымогательскую квартплату. Или поискать другого управляющего… Однако никто не даст гарантии, что он будет оказывать более качественные услуги по меньшей цене.