Около месяца остается до того момента, когда Украина будет вынуждена или вернуть России взятый два года назад кредит в 3 миллиарда долларов США или объявить по нему дефолт и не возвращать.
Чем ближе дата возврата средств, тем интереснее и запутаннее становится история с определением государственной политики по отношению к решению данного вопроса. С одной стороны, украинское правительство не признает это долг суверенным и не собирается его выплачивать, но с маленькой оговоркой. Эта оговорка касается вопроса о его реструктуризации. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк так и заявил: «Мы объявим мораторий на выплату долга и не будем обслуживать кредит. Украина не может относиться к России иным образом, нежели к остальным международным кредиторам. Мы предлагаем России такие же условия. Дедлайн для достижения согласия — 29 октября».
Решение Российской Федерации пришло почти через три недели, после этого самого дедлайна. 16 ноября президент России Владимир Путин на итоговом брифинге саммита «большой двадцатки» заявил, что РФ не только готова отсрочить погашение долга но и предложила более выгодные условия реструктуризации, чем те, о которых МВФ. «Мы сделали неожиданное предложение: мы не просто согласились с реструктуризацией, а предложили лучшие условия. Мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию. Готовы в этом году вообще не получить никаких денег, а в следующем получить миллиард, в 2017 – еще миллиард, и в 2018 – еще миллиард», — заявил Путин.
Спустя несколько дней, в пятницу, 20 ноября информацию главы Российской Федерации неожиданно решила дезавуировать пресс-секретарь министра финансов РФ Светлана Микитина. «Мы не направляли и не должны направлять никаких формализованных предложений украинской стороне, потому что РФ в данном случае выступает кредитором. А согласно международной практике, должник должен выходить с предложениями переговоров по долгу, если понимает, что не в состоянии по долгу расплатиться вовремя и в срок», — сказала она.
В свою очередь, в МВФ признали долг Украины перед Россией суверенным. Следовательно, его непогашение вовремя будет означать дефолт по суверенным обязатествам. А ведь на данный момент международные рейтинговые агентства Fitch и Moody's повысили долгосрочны суверенный кредитный рейтинг Украины с уровня «Ограниченная возможность дефолта» на один уровень выше. По мнению Минфина Украины, такой шаг является прямым следствием проведения Украиной реструктуризации внешнего долга, которая была успешно завершена 12 ноября выпуском новых облигаций государственного займа. Если будет объявлен дефолт по суверенному долгу, эти рейтинги сразу же станут безосновательными. Вряд ли на подобный имиджевый риск Fitch и Moody's пошли не имея информации о том, что договоренность о реструктуризации долга Украины перед Россией – достигнута. Пусть и негласная и под давлением МВФ.
Да, поскольку озвученные президентом РФ условия отличаются от тех, что были предложены Украиной для Комитета кредиторов, то у нашего правительства есть все формальные причины настаивать на объявлении по ним дефолта. Но так как его объявление может оставить украинское правительство без денег МВФ, то оно попадает в двойной капкан. С одной стороны, принятие предложения РФ создает прецедент «игры по чужим правилам», что чревато для Кабмина возможной потерей кресел уже меньше, чем через месяц. С другой стороны, объявление дефолта оставит правительство без денег МВФ, что опять-таки равносильно потере кресел в те же сроки. Но как ни крути, а выбор все равно придется делать. И делать очень быстро. Осталось меньше месяца.