Дистанционное образование школьников как показатель глубокого кризиса

COVID-19 стал еще одним мощным вызовом для пребывающей в затяжном кризисе современной школы. Наши дети и внуки снова спешат в класс, чтобы встретиться со своими ровесниками и поделиться впечатлениями о непредвиденных каникулах длинною в 24 недели. Каждый взрослый волнуется: насколько удачной будет адаптация его ребенка к новой социальной и образовательной среде. А то, что эта среда будет безусловно новой, — никто не сомневается…

К сожалению, мы оказались не готовы противостоять современным биотехнологиям. В результате – лихорадочно ищем сценарии обеспечения   детей качественным образованием: от соблюдения социальной дистанции в масках и расстановки парт до введения карантина с полной изоляцией. И наконец, в финале всех глобальных политических игр заложниками оказываются дети.

Сегодня уже очевидно, что мы не достигнем Цели в области устойчивого развития (ООН, март 2020) относительно «обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования» в нашей стране. И главная причина в том, что нынешнее правительство продолжает непрофессиональную, безответственную и разрушительную политику своих предшественников относительно образования.

Введение дистанционной формы обучения стало ярким показателем глубочайшего кризиса системы:

— на практическом уровне – многие дети не имели возможности получить знания по причине отсутствия технических средств, наличия низкого уровня мотивации к обучению и отсутствием контроля за их учебной деятельностью; 10% выпускников не сдали ВНО (согласно данным МОН); стал очевидным факт отсутствия у значительной части педагогов необходимой компетентности проводить дистанционное обучение; СМИ и родители зафиксировали недостаточный уровень знаний своего предмета у отдельных учителей и т.д.;

— на управленческом уровне – слабой координацией учебного процесса в системе онлайн руководителями школ; низким уровнем предоставления методических рекомендаций со стороны методических центров и организаций последипломного образования; отсутствием в условиях карантина психологической поддержки школьников с асоциальных семей; отсутствием грамотного мониторинга проблем дистанционного образования как со стороны департаментов образования, так и со стороны профильного министерства и т.д.

Именно данные мониторинга сегодня могли бы показать реальную ситуацию, которая находится «в тени»: наличие цифрового разрыва, который не позволил детям с низким социальным уровнем семьи продолжить свое образование, может сломать их дальнейшие планы относительно обучения.  Необъективные годовые оценки и учебные сложности, с которыми такой ребенок будет сталкиваться с первого сентября, сделают его еще более уязвимым. Поэтому одним из рисков, с которыми мы столкнемся в ближайшее время, станет риск потери для образования детей школьного возраста.

Очевидно, эта проблема не новая для отдельных стран Европы и мира. Но ведь мы всегда гордились 100% охватом детей в школах!

И хотя за последние десять лет в Европе уменьшилось число молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не имеющих среднего образования, сегодня те, кто бросает среднюю школу составляют 10,3%. В Испании эта цифра еще более драматична: 13% среди девушек и 21,4% среди юношей (El País, 19.08.2020). Поэтому наши европейские коллеги озабочены тем, что продолжение дистанционного или комбинированного обучения будет способствовать увеличению отсева школьников из учебных заведений.

Безусловно, работа правительства, профильного министерства, а также законодательного органа власти ныне должна быть направлена на:

— создание в учебных заведениях среднего образования необходимых условий для обучения детей уязвимых групп;

— увеличение количества учителей с целью предоставления помощи школьникам с низким образовательным уровнем дополнительных занятий, тем самым предотвращая отсев;

— расширить возможности профессиональной деятельности и социально-экономических условий учителя. 

И, наконец, нужно честно сказать, что все образовательные реформы в Украине сопровождаются исключительно разрушением школы и нет ни одной инициативы, которая бы сделала обучение наших детей привлекательным и максимально персонализированным.

 

Читайте также по теме