Дистанционное обучение по-украински: как чиновники Минобразования уничтожают образовательную систему страны

Мне очень хочется сказать: «будьте внимательны, уважаемые родители, поскольку Ваши дети снова погружаются в дистанционное образование!»

Безусловно, проблема не нова. Мы уже успели переболеть ею в первой половине календарного года, когда вся страна, прильнув к мониторам, вдруг обнаружила, что реформы школьного образования разрушили его до основания…  За время карантина огромная часть школьников не смогла получить не только качественного, но элементарного образования: одни по причине отсутствия необходимой техники для удаленного обучения, другие – из-за нерасторопности руководства и, в первую очередь, низкого уровня готовности министерства, департаментов образования к обеспечению данной формы обучения.

А в итоге – оценивание учеников, в основном, провели «с потолка», а ВНО «успешно провалил» каждый 10 ученик.

Сегодня наши «слуги» в образе родного министерства (как часто шутят мои коллеги, очень среднего) образования преподнесли нам очередной сюрприз: положение о дистанционном образовании. В положении речь идет не столько о ДО как о карантинной мере, сколько об иной форме получения образования. Вот на нескольких позициях, которые нас с вами касаются, я и остановлюсь.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-10/19/tUKIFNFc64uyGd5X/image/53.jpg" alt="" />

Позиция первая

Согласно документу (Положение о дистанционном образовании) родители, в случае выбора  дистанционной формы образования, будут нести полную ответственность за результаты обучения своих детей, обеспечивать выполнение учениками академической доброчесности (простыми словами, не позволять переписывать чужое). Более того, если родители не будут выполнять свои обязанности по обеспечению образования ребенка вне школьной среды, скажем, в случае пропуска им занятий в течение 10 дней школа подаст информацию об этом в соответствующую службу по делам детей.

Кто же более всего может выразить желание учиться вне школы? Данным документом возрастные границы школьников в дистанционной работе не определены, хотя это очень важно, с точки зрения санитарных норм. Опыт карантина показал, что дети разных возрастных групп находились около монитора до семи часов подряд и ни одно исследование (проведенное позже) не зафиксировало эти нарушения или способы их устранения.

Как известно, менее всего школьными уроками озадачены выпускники: их больше беспокоят занятия с репетиторами и подготовка к экзаменам. Поэтому несложно спрогнозировать их выбор в сторону ДО. Относительно учеников средней школы – среди них также бытует мнение о целесообразности ежедневного посещения школы. Для учеников младших классов такая форма обучения совершенно не целесообразна и в СМИ родители неоднократно говорят об этом.

Совершенно гротескно выглядит норма положения, согласно которой каждого ребенка категории с особенными образовательными потребностями в процессе ДО должен обеспечивать учитель-ассистент или ученик-ассистент. Учитывая асоциальную политику государства, очевидно, что оплата ассистентов будет производиться из семейного бюджета.

Среди получателей ДО те, кто находится, по формулировке положения, в зоне военной агрессии Российской Федерации (хотя нет ни одного государственного документа, который подтверждает военные действия РФ по отношению к Украине).

Позиция вторая

Согласно документу, обучение на дистанционке будет проводиться в синхронном и асинхронном режиме, т.е. одновременное пребывание в электронной среде и непосредственное общение, и опосредованное общение, т.е., взаимодействие при помощи других ресурсов (электронная почта и т.д.). Планируется в непосредственном учебном общении проводить не менее 30% учебного времени (остальное – в асинхронном). В переводе на нормальный язык это означает, что две трети учебного времени школьники должны будут самостоятельно осваивать предметы. Хотелось бы напомнить, что подобную систему самостоятельного образования под названием «болонская» мы уже пытались внедрять в высшую школу…

Вообще-то реальность такова, что даже в условиях карантина, временно, часть детей, не имеющих технических ресурсов, никогда не смогут получить хорошее образование. Даже если школа обеспечит телефонной связью или учебной информацией по почте! Но как в результате тогда оценивать ребенка? Тоже по почте?! А кто же будет нести ответственность за отсутствие возможностей?

Позиция третья

Мне все время кажется, что наши «слуги» в МО и в правительстве живут где-то в другом измерении. И буду искренне рада, если я ошибусь и нашим учителям (в первую очередь, в сельских школах) согласно положению, будут выдавать компьютерную технику для дистанционного обучения школьников. Более того, я возрадуюсь, если наши педагоги станут получать материальную компенсацию за использование собственной техники!

К сожалению, мой пессимизм достаточно объективен уже хотя бы потому, что ДО требует от учителя совершенно иного подхода к обучению детей, чем в классно-урочной системе. Но в положении определено, что и рабочее время учителя, и его оплата за ДО остаются аналогичными классно-урочной системе.

И позиция четвертая

Начну с небольшого отступления.

Анализируя отдельные вопросы образовательных реформ, особенно последних лет, внимание привлекал грубо компилятивный характер документов, идей. Они всегда пытались кого-то или что-то копировать. Отсутствие собственной научной, государственной позиции стало своеобразным брендом представителей нашего образования.

Но данное положение свидетельствует о том, что они превзошли не только себя, но и всех близких и дальних соседей.

Речь идет о том, что вводить ДФО может любое учебное заведение, но лишь то, которое имеет соответствующее техническое оснащение. Они могут открывать у себя специальные Центры дистанционного образования для сопровождения учебного процесса и классы с количеством детей согласно Закону.

Поскольку данная форма обучения не зависит от места удаленности учащегося от школы, эта хитрая норма дает возможность:

— позиционировать себя как центры ДФО учебным заведениям повышенного уровня (гимназиям, лицеям) и открывать на их основе дополнительные классы для всех детей, территориально проживающих в разных регионах страны;

— поскольку дополнительного финансирования на эту форму образования не предполагается, такие классы будут платными, что ляжет дополнительным бременем на семейные бюджеты и создаст условия для коррупции в учебных заведениях;

— в результате такого переформатирования общеобразовательные школы будут сокращаться (ученики, учителя, и сами школы);

— но самое важное состоит в том, что существенно сократится количество детей, которые смогли бы получить бесплатное образование: качественное и доступное.

Выводы.

  1. С внедрением ДФО качественно и количественно изменится сеть средних учебных заведений в стране: будут усилены статусные гимназии и лицеи, которые расположены в центральных городах; исчезнут с образовательной карты страны сельские школы; общеобразовательные школы будут обеспечивать детей основными жизненными компетентностями: читать, считать, возможно, что-то делать руками;
  2. Значительно уменьшится количество учителей.
  3. Государство все более дистанцируется от ответственности за результаты образования и реформы, существенно уменьшая его финансирование. И каждое последующее нововведение будет ложиться на плечи родителей;
  4. Таким образом, вам, родители, нужно быть готовыми несколько раз оплачивать обучение своих детей: сначала в виде налогов государству, затем – за образовательные услуги и ресурсное обеспечение класса, и, в конце концов – репетиторам за подготовку к ВНО;
  5. Если же кого-либо из вас интересует вопрос: а чем платить, если на рынке труда для вас не нашлось рабочего места – с этим вопросом обратитесь в МОН.

Читайте также по теме