Никита Бегаль
07:00 18/03/2020

Дюжина новых платежек: что нужно знать

Этой весной в системе оплаты ЖКУ грядут перемены, которые добавят головной боли простым потребителям.  

В мае из-за ввода новой системы договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) украинцев ждет новшество в виде увеличения количества платежек. К привычным 7-10 коммунальным квитанциям, которые мы получаем ежемесячно, прибавится еще 12 платежных документов, которые будут включать услуги, ранее «спрятанные» от глаз потребителей.

К примеру, услугу холодной воды «расчленят» на 4 части. Так, помимо поставки самой воды и водоотвода, появятся счета за подключение к «инфраструктуре», за поверку приборов учета и  обслуживание счетчиков.  По аналогичной схеме будет «раздроблена» услуга горячей воды и отопления. Это же касается и электроэнергии. Сам объем начислений, по идеи, останется неизменным, ведь речь идет о фрагментации услуг, а не повышении тарифов.    

Кроме того, в связи с вводом 1 мая новой системы договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), у жильцов будет три варианта взаимоотношений с поставщиками.

Первый вариант – это индивидуальный договор, когда участниками соглашения выступает владелец квартиры и компания-монополист (водоканал, предприятие ТКЭ), которая будет отвечать за содержание внутридомовых сетей. При этом размер начислений будет рыночным.  

Второй вариант —  коллективный договор. Его подписывает весь дом, по которому определяется управитель или компания, которая будет обслуживать дом.

Третий вариант — статус коллективного потребителя. Он подходит только для ОСМД. В этом доме все решат на собрании.

В случае если жильцы оставят все как есть, то их дом останется в введении управляющих компаний (бывших ЖЭО).

Нужно сказать, что в двух последних вариантах есть повод для пересмотра тарифов. Это касается уборки придомовой территории, цен на газ для котельных, ремонта оборудования, облуживания сетей и проч. Что остается вне зоны регулирования, так это тарифы на свет, тепло и воду, за которые отвечает  НКРЭКУ. То есть, начисления за эти услугу останутся прежними. 

Почему происходит увлечение количества платежек?  Как говорилось выше, в Украине реформируется система ЖКХ по западному образцу.

«Поскольку Украина взяла курс на рыночную экономику, интегрированную с ЕС, то на всех рынках деятельность компаний должна быть приведена в соответствии со взятыми обязательствами. Это означает, что функции в компаниях-поставщиках должны быть разделены. Они могут предоставлять только одну услуг, будь то поставка, транспортировка или распределение. У каждой компании должен быть собственный счет и отдельная платежка. По этой причине количество платежек возрастает», — поясняет эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев.

Несмотря на то, что тарифы не изменятся, потребителям все же придется раскошелиться. По приблизительным подсчетам, ежемесячно придется дополнительно платить по 100 гривен. Это связано с тем, что увеличивается администрирование оплаты ЖКУ (1-2 гривны с каждой платежки), а банки, принимающие платежки, берут комиссию.  Больше платежек –  больше комиссии.

«За квитанцию банк берет неплохие проценты. К примеру, если говорить о транспортировке газа, то ее стоимость ниже, чем комиссия, которую взимает банк», — рассказывает эксперт по экономическим и политическим вопросам Всеволод Степанюк.

По его мнению, увеличение количества платежек является способом выжимания дополнительных денег из населения.

«Для пенсионеров и небогатых граждан это не так мало, как кажется на первый взгляд (дополнительные 100 гривен в месяц, – Авт.). Добавится и головной боли. Разобраться в 12 платежках, что и кому платить, будет не так просто. А не разобрались и не заплатили — возникнет долг, появится пеня. Так и субсидию могут забрать. Непонятно, почему нельзя было упростить систему начислений вместо того, чтобы ее усложнять», — прокомментировал в СМИ глава комитета по вопросам ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Читайте также по теме