Никита Бегаль
07:00 08/11/2019

Е-билет в Киеве: что пошло не так

Е-билет никак не может стать полноценной составляющей транспортной системы Киева. Его полноформатный запуск опять отсрочили, продолжив «эпопею», которая длится 3 года.

Полноценный запуск единого электронного транспортного билета в Киеве опять переносится. По словам столичных чиновников, главной причиной отсрочки является то, что на сегодняшний день не согласован вопрос по пассажирам льготной категории. В первую очередь, это касается школьников, для которых нужно выпустить отдельные карточки. Чтобы это сделать, необходимо голосование в Киевсовете за соответствующее финансирование. Помимо этого, как признался директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров, не урегулирован проезд для иногородних льготных пассажиров. И это проблема, со слов чиновника, является не только муниципальной, но и общегосударственной.

«Проезд иногородних льготников не утвержден ни на государственном уровне, ни на уровне Киевского городского совета и Киевской городской государственной администрации. Как мы их возим? Бесплатно? Или мы требуем от них деньги? Мы до сих пор не можем получить ответ на эти вопросы», — отметил он.

В КГГА уточнили, что полный переход на е-билет состоится 1 апреля 2020 года вместо запланированного 1 ноября. 

Таким образом, будет продолжен длящийся уже полугода «тестово-эксплуатационный» режим е-билета с комбинированной формой оплаты проезда, включая разные типы карточек, жетон и бумажный талон. В КГГА добавили, что «процесс вывода жетонов и бумажных билетов продлится до конца следующего года».

По мнению директора аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко, отсрочка запуска е-билета также может быть связана с медленной адаптацией системы.  

«Очередной перенос введения в эксплуатацию системы электронного билета в Киеве связан с огромным количеством пользователей. Нельзя спешить с нововведениями, которые касаются жизни сотен тысяч людей. Каждый такой переход должен быть плавным», — считает он.

В целом в столичной мэрии, комментируя ситуацию, подчеркнули, что город технически готов для транспортного новшества, признавшись, что е-билет в некоторых аспектах все нужно усовершенствовать.

Электронный билет, напомним, существует в двух вариантах: транспортная «синяя» смарт-карточка (Kyiv Smart Card) и одноразовый QR-билет.

К примеру, смарт-карточку, которую приобрели много киевлян, не везде можно пополнить из-за отключенных автоматов на станциях метро.

В столичной подземке также фиксировалась случаи, когда карточки не работали на турникетах. Так, последний массовый сбой произошел 18 октября.

«Пока еще не перепрошиты все турникеты на станциях метрополитена. Сейчас в основном работает по два, три, четыре турникета. Мы надеемся, что в ближайшее время все будет реализовано», — проинформировал Назаров.

Напомним, эпопея с е-билетом длится уже  3 года. Столичные власти постоянно оттягивают полноформатный запуск, находя новые причины для переноса. Сама подготовка к внедрению е-билету проходила непрозрачно. К примеру, закупка валидаторов для наземного транспорта  вызвало много вопросов у СМИ. Так, журналисты установили, что стоимость приобретенных эстонских устройств, требовавших дополнительной прошивки, была завышена в 150% (83,6 тысячи гривен за штуку). В целом бюджет по оснащению наземного транспорта валидаторами, включая все сопутствующие расходы, превысил 500 млн гривен. А речь идет о простом оборудовании (комплект включает бортовой компьютер, терминал водителя и сам валидатор), а не о многофункциональных терминалах.

Также пока не ясно, как будут переходить маршрутки на е-билет. Напомним, по киевским дорогам ездят более 4 тыс. маршрутных такси, включая парк «Киевпасстранса». Это грандиозное число маршруток, генерирует большую «теневую» неучтенную выручку. Речь идет сотнях миллионов гривен в месяц, и понятно, что кому-то на «верхах» такое положение дел устраивает.

«Запуск е-билета в Киеве вновь откладывается из-за нежелания столичной власти отказываться от коррупционных схем», — заявлял ранее эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

Читайте также по теме