В конце марта Президент поставил подпись под измененным вариантом закона «О предотвращении коррупции», дав ход обязательной подаче е-деклараций от представителей антикоррупционных гражданских организаций. Законодательное новшество, уже вызвавшее волну критики со стороны западных политических институтов, будет выступать, по мнению экспертов, рычагом давления на общественников, а также позволит дискриминационно вмешиваться в независимую деятельность гражданского общества.
30 марта официально вступили в силу поправки к антикоррупционному законодательству, предполагающие внедрение обязательного электронного декларирование для членов общественных организаций.
Ранее, 23 марта, соответствующие изменения к закону «О предотвращении коррупции» поддержали 268 народных депутата, а 27 марта Президент Петр Порошенко поставил подпись под этим документом.
Согласно содержанию обновленного закона, теперь подавать анкеты в единый государственный реестр деклараций должны граждане, получающие непосредственно или через третьих лиц средства или имущество в рамках антикоррупционных программ и проектов, то есть, получатели грантов. Кроме того, под е-декларирование попадают физлица, «которые систематически выполняют работы и предоставляют услуги по имплементации стандартов в сфере антикоррупционной политики», а также руководители общественных организаций, чья деятельность связана с предотвращением или противодействием коррупции. Перечисленные лица, по закону, предъявят свои декларации уже в 2018 году.
Идея обязать членом антикоррупционных общественных объедений подавать е-декларации, возникла в умах власть имущих не вчера. В октябре-ноябре прошлого года в парламенте были зарегистрированы два соответствующих законопроекта – №5318 и №5318-1, которые общественники тогда окрестили законами «об иностранных агентах». Но в итоге Верховная Рада проголосовала с законопроект №6172, внесенный президентом Петром Порошенко, который изначально был направлен на освобождение от е-декларирования некоторых категорий военнослужащих. Однако в ходе рассмотрения во втором чтении в законопроект были внесены существенные правки. /> Примечательно, что в ходе парламентских дебатов рассматривалась возможность сделать субъектами е-декларирования главных редакторов и учредителей СМИ. Такое предложение поступало от народного депутата фракции «Народный фронт» Татьяны Черновол, но в ходе обсуждения законопроекта автор идеи отозвал свои поправки. Как бы то ни было, но новый закон все же коснется людей, занятых журналисткой деятельностью.
«…коррупцию разоблачают и расследование на эту тему пишут преимущественно журналисты, которые работают в ГОшках (гражданские организации – Ред.) — бюро журналистских расследований вообще все являются общественными организациями. Они зарегистрированы не как СМИ, а как неприбыльные общественные организации. Естественно, мы рассматриваем это как давление и усложнение работы журналистов», — пишет на своей страничке в Facebook исполнительный директор «Института массовой информации» Оксана Романюк.
Введение е-деклараций для антикоррупционеров вызвала негативную реакцию и у представителей зарубежных политических институтов.
В частности, еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Йоханнес Хан охарактеризовал действия властей, как «шаг назад», указав, что одобренные парламентом изменения должны быть пересмотрены.
Неодобрительная оценка действий украинских властей поступила и от министерства иностранных дел Германии. Раскритиковали внедрение электронного декларирования для общественников также в посольствах США и Великобритании в Украине. В дипломатических представительствах подчеркнули о необходимости внесения поправок в принятый закон.
А директор евразийских программ Международной организации Freedom House Марк Берендт заявил, что «введение в Украине навязчивых требований обязательной отчетности антикоррупционных активистов и неправительственных организаций подрывает их работу, которая имеет решающее значение для восстановления доверия населения к власти».
Кроме того, представитель Freedom House выразил уверенность в том, что «новые требования защищают политиков, которые недовольны пристальным вниманием общественности, и дает им возможность ограничивать тех, кто занимается антикоррупционными расследованиями».
Политолог Алексей Якубин считает, что законодательное новшество в виде е-деклараций для антикоррупционных активистов является попыткой сделать гражданские организации более лояльными к власти. Кроме того, по мнению эксперта, обнародование активов общественников может «размыть эффект от деклараций чиновников».
«Со стороны Петра Порошенко это месть и желание усилить контроль над общественными группами, чтобы сделать их более лояльными. Ведь у части из них есть активы и доходы, появления которых будет сложно объяснить обществу. Яркий пример – скандал с квартирой народного депутата Сергея Лещенко, когда общество очень негативно восприняло данную ситуацию», — заявил А. Якубин.
В свою очередь директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник допускает изменение внутренней политики гражданских организации, если закон заработает в том виде, в котором его приняли.
«Цель власти находиться в диапазоне между шантажом и попыткой «подвесить на крючок» антикоррупционные организации. И если антикоррупционеры не снизят свою активность, особенно в части расследований в кругах власти, то этот закон заработает. В итоге будет меняться политика организаций. В первую очередь, позиция их лидеров. Соответственно, общественный сектор начнет разрушаться. Хотя я не думаю, что власти это удастся, потому что реакция Запада очень жесткая. Мне кажется, что Президент не учел, что он «подвешивает на крючок» не только тех людей, которые получают это финансирование, но и механизмы финансирования со стороны зарубежных партнеров. Ведь на Западе этого не любят, и вряд ли позволят сделать», — рассказал он.
Впрочем, Президент, очевидно, все же учел реакцию Запада. Так, в ходе встречи с антикоррупционными активистами, которая состоялась в конце марта, он инициировал создание совместной рабочей группы с участием членов гражданских организаций, народных депутатов и Администрации Президента с целью наработки согласованных изменений закон «О предотвращении коррупции» в части е-декларирования для представителей общественных объединений.
Будут ли эти изменения отвечать принципам гражданского общества покажет время, но то что сегодня коррупция выступает ключевым препятствием на пути экономического и общественного развития страны, наверное, ни у кого не вызывает сомнения.
Тем временем Украина, согласно результатам исследования аудиторской компании Ernst & Young, оказалась на первом месте по уровню коррупции среди 41 страны Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки (EMEIA).