- Сегодня, 4 ноября, 48-летний харьковчанин Эдуард Соколов на именинном торте задует 10 свечей. Вместе с ним будет руководитель Киевского городского центра сердца, человек, давший новую жизнь бывшему военному — Борис Тодуров. Эдуард — украинский долгожитель, который живет с чужим сердцем. Это победа медиков и награда самому Соколову: за месяцы ожидания, за то, что он видел, как умирали его соседи по палате, которым так и не нашлось подходящего сердца.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-11/04/V1DdlNeFXNw9nup8/image/1.jpg" /> - 10 лет назад жизнь Эдуарда Соколова в корне изменилась, разделившись на «до» и «после». Отправной точкой «после» стал инфаркт Миокарда. «До» была военная служба (Эдуард — офицер в отставке), работа на заводе инженером-электриком.
- Борис Тодуров вспоминает, что сердце его пациента было, как футбольный мяч, и из него сочилась кровь. Но оно, такое большое, не справлялось со своими функциями. Однако, до операционного стола Эдуард пять месяцев ждал своего сердца, которое подойдет ему. В палате своих сердец ждали и другие пациенты, которые умирали… Чтобы не раскисать, Эдуард начал писать юмористические рассказы из жизни докторов и их пациентов. А потом появилось его сердце, которое досталось ему от 26-летнего Ивана, погибшего от аневризмы головного мозга.
- Пересадка сердца прошла успешно, и сегодня Эдуард — долгожитель среди украинцев, переживших трансплантацию. И началась жизнь «после»: с диетами и ограничениями, с другой жизнью, в которой деятельный инженер-электрик стал «домохозяином», научившись готовить и вести размеренную жизнь.
- Он рассказал, что после операции Борис Тодуров его часто ругал за то, что бывший военный не придерживался диеты. Сейчас Эдуард старается исправиться, хотя признает, что поплатился за чревоугодие, получив проблемы с поджелудочной железой.
- «Но к 50-летию у людей бывают и более серьезные заболевания», — смеется мужчина.
- Сегодня у него есть работа. Появилась же она благодаря тому, что его четыре года назад пригласили на программу к Ольге Герасимьюк. Там он рассказал, что хочет найти работу, и ему предложили в сети ресторанов трудиться в области компьютерных технологий. При этом, в компьютерах он разобрался сам.
- С Б. Тодуровым он встречается раз в полгода.
- «Каждую годовщину мы отмечаем сладким столом с тортом и задуванием свеч. В этот раз я задую уже 10 свечей. Надеемся, что будет и 20, и 30», — рассказал Эдуард, признавшись, что у него с его доктором есть мечта — побить рекорд техассца, который прожил с пересаженным сердцем 31 год.
- «Ему в 20 лет пересадили сердце, и он умер в 51 год и не от сердца, а от онкологии», — пояснил он.
- Он также рассказал, что общается с «коллегами», которые также пережили пересадку сердца. Общаются в основном посредством интернета.
- «У Бориса Михайловича живы два человека из четырех, которым сделали пересадку», — отметил Э. Соколов.
- В июле у Эдуарда родился внук. Он признается, что пока не стал полноценным дедушкой, но очень хочет уделять малышу больше внимания. Более того, сейчас он больше всего хочет жить жизнью обычного человека и переживать обычные радости.
- В свою очередь Б. Тодуров отмечает, что во многом продолжительность жизни людей, перенесших пересадку сердца, зависит как от исходного состояния, так и от их социального статуса.
- Так, в клинике долгое время лежал 18-летний пациент Толик, «которому я пересадил очень хорошее сердце».
- «Жил он в селе с мамой, которая работала в школе уборщицей. Пенсия же Толика составляла всего 500 гривен. Он — двухметровый парень, которому необходимо хорошо питаться, плюс он был на «Преднизалоне» и антидепрессантах. Он жил впроголодь полтора года, после чего он позвонил мне и сказал, что ему нужна работа. Дескать, его зовут в ночной клуб в селе администратором. Я отговаривал его, но он пошел на эту работу. В итоге через месяц он к нам приехал с сепсисом и от сепсиса умер», — вспоминает доктор.
- Б. Тодуров рассказал, что сейчас государство обеспечивает всех пациентов с пересаженными органами необходимыми препаратами. Правда, несколько лет назад был небольшой провал, когда людей попытались перевести на генерики, но это было недолго. Доктор признает, что каждый человек, условно говоря, по разному обходится государству. Кому-то нужны одни препараты, кому-то — другие и в другом количестве.
- «Эдик обходится дешево — условно говоря 10 долларов в день. Все очень индивидуально. Даже если жизнь человека по препаратам будет стоить 300 гривен в день, разве не стоит этим заниматься?», — отмечает он, добавляя, что Украина могла бы проводить гораздо больше таких операций. Ведь в пересадке сердца нуждается сегодня около 3 тысяч украинцев. Но….
- Несовершенство законодательства не позволяет этого делать. Более того, из восьми трансплантационных центров по-хорошему только в трех-четырех проводится по 10 операций в год… Виной же всему то, что врачи не могут пока достучаться до парламента, который бы внес изменения в закон о трансплантологии, изменив презумпцию запрета на презумпцию согласия, когда каждый человек еще при жизни определяется, отдавать ли в случае собственной трагической гибели органы или нет.
- Он рассказал, что сегодня лидером по донорству является Испания — католическая страна, где процветают довольно консервативные взгляды.
- «Перед входом в каждый храм висит надпись: «Не забирайте свои органы на небеса. Небеса знают, что ваши органы нужны на Земле»», — отметил Б. Тодуров.
- Он добавил, что подобное было в Польше при поддержке Папы Иоанна Павла второго. А сейчас благодаря поддержке церкви в Испании в два раза больше доноров на миллион населения, чем в США. Украина же пока только размышляет, насколько ценна человеческая жизнь и стоит ли за нее бороться. Опыт Эдуарда показал, что стоит.
С 1 июля 2024 года в общественном транспорте Львова будет доступна услуга...