ФРГ и Франция официально заявили о намерении направить в Донецкую и Луганскую области так называемый «ограниченный контингент» военнослужащих. По данным оборонных ведомств, формально в обязанности солдат будет входить мониторинг соблюдения противоборствующими сторонами Минских соглашений, предусматривающих прекращение огня и обеспечение безопасности работающих в регионе членов наблюдательных миссий. Несмотря на то, что для санкционирования такого шага понадобится решить массу «политических и юридических коллизий», в Бундесвере и французском МО полагают, что элитные части натовских солдат приступят к службе на Донбассе уже к концу текущего месяца. Ряд аналитиков, в том числе и западных, выражает обеспокоенность этими планами Берлина и Парижа, заявляя, что присутствие зарубежных военных в мятежном украинском районе может быть расценено, как «скрытая интервенция».
Одним из условий пресловутого направления под Донецк и Луганск немецких солдат является одобрение этого процесса Бундестагом. На сегодняшний день «положительно рассмотреть» данный вопрос готовы, по меньшей мере, три из пяти парламентских партий – ХДС, ХСС и СДПГ. Оппозиционные левые и зеленые ставят под сомнение необходимость военного вмешательства в донбасский конфликт. Дескать, обстановка в регионе и без того накаляется с каждым днем, и никто не может гарантировать, что немцы и французы окажутся в центре грандиозных провокаций.
«Мы не имеем права быть втянутыми в эту войну, — подчеркнул депутат от «Союза90/Зеленые» Курт Райнхардт. – Германия обязана отмежеваться от всяческой вооруженной поддержки какой-либо из сторон, даже если сторон, даже если речь идет о банальной наблюдательной миссии».
Вызывает удивление также протокольная сторона мероприятия – на Донбасс отправятся исключительно солдаты элитных подразделений десантников, многие из которых проходили службу в Афганистане, Ираке и сербском автономном каре Косово. Во Франции подчеркивают, что именно подобные подразделения смогут «блестяще справиться с возложенными на них задачами.
«Таким образом, мы окажем украинским коллегам свою посильную помощь», — довольно патетически заявил французский парламентарий Жан-Мишель Ренье.
Кстати, для санкционирования переброски солдат в Украину специального разрешения Национального собрания в Париже не требуется, однако, им будет поставлено условие не занимать линии фронта, разделяющей украинских военных и ополченцев.
А вот это положение вполне логично будет поставить под определенное сомнение. Дело в том, что Миссия ОБСЕ, которую в том числе и станут охранять десантники, работает как на контролируемых Киевом территориях, так и в районах, занятых бойцами так называемых «ДНР» и «ЛНР», и осуществлять эту охрану необходимо на всех без исключения направлениях. Соответственно, мандат десантников предоставит им фактически неограниченные полномочия.
Помимо прочего, не исключено, что вслед за немцами и французами на Донбасс отправятся и военнослужащие других государств – в частности, Испании, Италии и Португалии. Ранее предполагалось, что эти страны всего лишь снабдят украинскую армию партией беспилотных летательных аппаратов.
«Получается, что вопрос иностранного военного присутствия на Донбассе практически решен, — сказал в комментарии ГолосUA европейский военный эксперт Юрген Зайденберг. – Вполне вероятно, к этому процессу подключится и руководство НАТО. Тогда военная миссия будет носить совсем иной характер».
Кстати, накануне Генеральный секретарь Североатлантического Альянса Йенс Столтенберг не исключил усиления НАТОвского присутствия в странах Восточной Европы и даже создания своих новых региональных баз. Касается ли это Украины, пока не известно, однако, если так можно выразиться, процесс уже пошел: эффект упомянутого присутствия на Донбассе солдат двух государств-членов НАТО способно превзойти все ожидания, и интервенция из латентной может перерасти в слишком явную. А последствия этого будут непредсказуемы.