Встреча на высшем уровне лидеров двадцати высокоразвитых мировых держав (G20) в немецком Гамбурге ознаменовалась целым рядом скандалов и дипломатических недоразумений. По мнению большинства аналитиков, упомянутое мероприятие стало символом «краха глобализма». Герои и антигерои Гамбургского саммита – в материале ГолосUA.
Сразу следует оговориться. Президент США Дональд Трамп прибыл на встречу глав государств «Двадцатки» из Польши, где хозяин Белого Дома имел продолжительный разговор с польским лидером Анджеем Дудой. В лице Дуды официальная Варшава попросила Америку повлиять на Россию с тем, чтобы Москва отказалась от идеи размещения ракет «Искандер» на Балтике. Трапм пообещал, что сделает все возможное. «Я буду лично общаться с президентом Путиным и обязательно отговорю его от необдуманных шагов», — отметил Трамп. В ходе личного общения с российским президентом президент американский об этом обещании, по всей видимости, забыл. Как следует из официального коммюнике, распространенным пресс-центром Гамбургского саммита, Россия фактически заручилась поддержкой Вашингтона в наращивании своего военного потенциала. «Калининград, Новгород и Смоленск будут регионами проведения военных учений армии Российской Федерации, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUAамериканский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Америка будет закрывать глаза на то, что подобные учения проходят в непосредственной близости от границ ЕС».
А вот как раз в отношении ЕС на саммите G20 произошел казус, который вполне может стоить руководству Объединенной Европы мирового доверия. В ходе одного из заседаний представители Австрии заявили о своих претензиях к Брюсселю. Дескать, Вена не обязана следовать букве закона Евросоюза и размещать на своей территории беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. «Мы можем приостановить свое членство в Евросоюзе, мы исчерпали лимит на размещение мигрантов, — сказал Федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн. – Никакие дотации и преференции в рамках Европы нас уже не касаются». Это был прямой удар по политике канцлера ФРГ Ангеле Меркель. Образно выражаясь, немецкий лидер попыталась сделать хорошую мину при плохой игре. «Я считаю, что в ближайшее время ЕС решит миграционную проблему», — как-то довольно неопределенно отметила она. Общее настроение усугубили главы Италии и Франции. «Рим не в состоянии в одиночку решать такую проблему», — сказал итальянский премьер-министр Паоло Джентилони. «Не стоит торопиться с созданием новых лагерей для беженцев», — заявил французский президент Эммануэль Макрон. Беспристрастная телекамера в этот момент зафиксировала недовольное выражение лица Меркель.
Отдельной темой для обсуждения на саммите должен был стать вопрос проблемы климата. Еще накануне встречи американская сторона дала понять, что оставляет за собой право выйти из Парижского соглашения о регулировании выбросов углекислого газа. «Америка не занимается подсчетами уровня CO2, — сказал Трамп. – Для этого есть соответствующие структуры, но пока они обнародуют результаты своих исследований, пройдет целая вечность».
Специальным параграфом в повестке дня Гамбургского саммита был предусмотрен обсуждение темы Сирии. С повестки дня пресловутый параграф сняли по банальной, казалось бы, причине: Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд не приехал на мероприятие из-за кризиса в Катаре, а сирийского президента Башара аль-Асада на саммит попросту не пригласили.
Если так можно выразиться, героиней саммита стала премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. «В своих лучших традициях она высказалась за ликвидацию транснациональных корпораций, — отметил в комментарии ГолосUAполитический обозреватель Кнут Берг. – Фактически – высказалась за выход целого ряда государств из состава Евросоюза». Какие именно государства могут перенять практику Brexit, пока не известно.
В общем и целом, по мнению экспертов, состоявшаяся в Гамбурге встреча на высшем уровне потерпела фиаско. «Это можно назвать провалившейся аферой, эхо которой будет звучать долго, — отмечает в комментарии корреспонденту ГолосUAевропейский эксперт Клаус Хофф. – Ни один злободневный вопрос решен не был, а общие мировые проблемы лишь усугубились. Кулуарные договоренности Трампа и Путина здесь не в счет».