После пожара в харьковском доме престарелых президент Украины пообещал провести реформу рынка социальных услуг. Зеленский даже определил одним из основных приоритетов развитие системы соцуслуг и обеспечение их качества. Смущает одно: сочетаются ли «социальные услуги» с «рынком», и является ли наличие рынка надежной гарантией и защитой людей от гибели в огне.
Пожар в «Золотом времени»
21 января в Харькове произошла страшная трагедия. В доме престарелых под названием «Золотое время» произошел пожар, который унес жизни 15 пожилых людей, еще один 86-летний мужчина умер в больнице. Согласно информации омбудсмена Людмилы Денисовой, всего в пансионате содержалось 33 человека возрастом от 25 до 90 лет. Очевидно, в учреждении занимались не только пожилыми людьми. В связи с трагедией суббота, 23 января, была объявлена в Украине днем траура.
На следующий день после трагедии было задержано четыре человека, причастных к организации деятельности харьковского пансионата. «В рамках уголовного производства задержан владелец домовладения, который сдал двухэтажное здание под пансионат, а также арендатор дома и его жена – директор частного предприятия, которая фактически руководила учреждением. Также задержан администратор, который координировал работу пансионата, при этом официально не был там трудоустроен», – заявила генеральный прокурор Ирина Венедиктова на своей фейсбук-странице.
Функционировавший пансионат стал неожиданностью для местных властей. Директор департамента соцзащиты населения Харьковской облгосадминистрации Юрий Шпарага заявил, что «Золотое время» работал без разрешительных документов. «Такой структуры, такого учреждения ни в одном реестре Украины не существует. Кто и для чего собрал этих людей в одном месте, нам неизвестно. Это надо выяснить. Нет никаких данных, сколько там вообще находилось людей», – рассказал чиновник СМИ.
То, что пансионат работал незаконно, подтвердил и секретарь Харьковского горсовета Игорь Терехов. «Я посмотрел свидетельство на право собственности этого объекта и посмотрел тот объект, который здесь функционировал, я абсолютно точно вам говорю, что он нелегальный и абсолютно незаконный», – сказал и. о. мэра Харькова.
Эксперты считают такую ситуацию удивительной и не верят, что в городе о работе пансионата «Золотое время» никто из чиновников не знал.
«Мои коллеги сделали небольшое расследование. Они выяснили, что некоторые чиновники горсовета из департамента, связанного с распределением земли, были связаны с землей, на которой как раз был этот самострой, позднее легализованный непонятными схемами и на котором в последствии произошла трагедия, – рассказывает харьковский политолог Никита Трачук. – В нашем городе нельзя, чтобы что-то заработало, и в горсовете никто об этом не знал. Так просто не бывает».
Правовед, бывший руководитель районного управления полиции Киева Денис Ярославский рассказывает, что общественность Харькова обращала внимания полиции на работу пансионата еще полгода назад: «20 июля 2020 года я опубликовал объяснение, где общественные активисты Харькова уведомляли Холодногорский райотдел полиции о том, что на их территории находится данный незаконный центр по пенсионерам. Когда заявление попадает в райотдел, он обязан уведомить местные органы власти и принять решение о дальнейшем существовании, закрытии данного объекта. Но по каким-то причинам данное обращение было проигнорировано. И центр продолжал свою деятельность. Причин в этом две. Первое – это коррупция. То есть участковый приехал, проверил данное сообщение, начал получать деньги и закрыли на это глаза. Второе – это поступила команда не трогать. Посмотрим, будет ли это дело расследоваться правильно», – говорит Денис Ярославский.
Во время внеочередного заседания правительства 21 января премьер-министр Украины Денис Шмыгаль поручил Госслужбе по чрезвычайным ситуациям провести внеочередную проверку в гостиницах, пансионатах, хостелах и домах престарелых. Спустя неделю министр социальной политики Украины Марина Лазебная рассказала, что по состоянию на 28 января были проведены работы по выявлению и проверке социальных услуг негосударственного сектора в 20 областях и городе Киеве. Пока что не предоставили информацию Закарпатская, Запорожская, Киевская и Одесская области. Проверено 334 предоставителя социальных услуг. В их учреждениях находится 1030 человек.
После пожара в «Золотом времени» в окрестностях Харькова было обнаружено 32 незаконно работающих пансионата. В них находилось 72 наркозависимых и 218 пожилых людей. А, например, в Киеве выявили 33 частных пансионата, подобных харьковскому. Столичный мэр Виталий Кличко рассказал, что по отношению к девяти таким заведениям возбуждены уголовные дела.
И в Харькове, и в Киеве твердят одно: городские власти не могут влиять на деятельность таких частных учреждений, так как данный вопрос не урегулирован законодательно. В частности в Харькове представители департамента социальной защиты населения сообщили, что сейчас в коммунальных учреждениях есть 136 свободных мест, куда можно забрать людей, содержащихся в нелегальных пансионатах. Чиновники отметили, что это не решит вопрос в дальнейшем, а должен быть системный подход с подготовкой законодательной базы по предоставлению разрешений на работу заведений по уходу за пожилыми людьми.
«Проблема гораздо шире, чем просто цепь коррупционных моментов, – говорит Никита Трачук. – У нас социальная инфраструктура для таких людей практически разрушена, государство базовую функцию социального обеспечения практически не исполняет, к сожалению, уже последние много лет. Если есть спрос на подобные заведения, соответственно рождается предложение, и люди пользуются нелегальными заведениями, которых у нас в городе много. Как минимум, у владельца сгоревшего было еще два подобных заведения в городе. Когда разрушена социальная сфера, такие трагедии будут продолжаться, потому что будет нелегальное предложение для социальных услуг».
Рынок на человеческом горе
После трагедии в Харькове президент Украины Владимир Зеленский анонсировал реформирование сферы социальных услуг, в частности, в области ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
«Будут законодательные инициативы, должна быть реформа. Люди смогут получать нормальные качественные услуги. Я думаю, что как частные услуги должны быть, так и коммунальные услуги. Это нужно сделать на законодательном уровне. Мы даже не знаем, сколько таких объектов в государстве. Такие хосписы очень просто оформлять, очень быстро, они не платят никаких налогов и поэтому они никак не оформлены, кроме Интернета. Сейчас на этом, к сожалению, трагическом кейсе нужно сделать все. Во-первых, дать полномочия городу, чтобы можно было предоставлять людям такие услуги… Такой рынок справедливых социальных услуг должен быть открыт в Украине. Сегодня этого нет», – заявил Зеленский в ходе своей поездки в Харьков.
Президент приказал найти системное решение проблемы нелегальных домов престарелых, но не закрывать их, пока не будет найден выход из ситуации.
29 января Зеленский подписал указ о мерах по обеспечению права граждан на качественные и безопасные социальные услуги. В документе предлагается правительству провести проверки и создать реестр домов престарелых в Украине. Кабмин должен обеспечить проведение проверки соблюдения в пансионатах правил пожарной безопасности, государственных санитарных и строительных норм, в том числе по доступности маломобильных групп населения. Также правительство должно обеспечить фактическое создание Реестра поставщиков и получателей социальных услуг. В трехмесячный срок Кабмин должен подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты по совершенствованию системы социальных услуг.
«Рынок социальных услуг де-факто существует в Украине, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Частные дома престарелых – часть этого рынка частных услуг. Формально эта деятельность не запрещена законом, но в силу определенного нежелания предпринимателей, которые занимаются этой деятельностью, связываться с государственной бюрократией, они не заявляют, что они, например, продают социальные услуги по содержанию людей старшего возраста, больных и так далее, а просто говорят, что у них отельные услуги. Чтобы не было бюрократической волокиты, они называют эту деятельность по-другому. В каждом городе есть по несколько, иногда десятки таких полулегальных частных домов престарелых, которые предлагают такую социальную услугу, как содержание пожилого человека, уход до смерти, уход за смертельно больными людьми с предоставлением и медицинских, в том числе, услуг. Понятно, что они предлагают разные услуги, разные объемы, по разной цене, и содержание на разных условиях. Соответственно формируются рыночные условия предоставления таких социальных услуг, скажем так, в узком сегменте».
Эксперт считает, этот рынок сформировался стихийно, потому что была такая потребность по уходу за пожилыми людьми. И теперь нужно было бы этот рынок услуг легализовать, потому что он существует и никуда не исчезнет.
«Таких домов престарелых довольно много, – продолжает Андрей Павловский. – В интернете будет масса предложений по содержанию человека преклонного возраста. Причем там довольно дорогие услуги. Если семья не может содержать такого человека дома и сдает на полный пансион, то там больше 10 тысяч гривен в месяц, что может себе позволить не каждая семья. А если с предоставлением медицинских услуг, так это еще дороже будет. Кроме того, сами пожилые люди подписывают контракты с такими фирмами и за это отдают им до 80 % своей пенсии. Во-вторых, за пожизненное содержание они подписывают договор, что они после своей смерти на эту фирму отдают свое наследство – недвижимое имущество, дома, квартиры. Это довольно распространено. Государственные дома престарелых точно так же берут часть пенсии и подписывают договора содержания, что потом имущество пенсионера перейдет в собственность этих предприятий. Единственное что, в государственных и коммунальных домах есть определенный контроль и регулирование, а частный сектор полностью отпущен на самодеятельность. В связи с тем, что это работа с людьми, то нужно определенное лицензирование этих фирм и предприятий, сертификация работников, которые работают с такими пожилыми людьми, аттестация на их квалификацию. Государство должно формальным образом это решить, и это прямая обязанность и функция Министерства социальной политики».
Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков сообщил, что в парламентских комитетах уже нарабатывается несколько законопроектов для предотвращения трагедий, как в харьковском доме престарелых. Но эксперты считают, что побороть нелегальный рынок таких пансионатов будет нелегко.
«Против этого будут местные власти, которые это все дело крышуют, это теневой рынок, – рассказывает политолог Кирилл Молчанов. – Теневой рынок всегда более привлекателен коррупционным чиновникам, чем какая-то легализация. Заявления Зеленского в связи с этой трагедией очень актуальные и правильные, но я бы хотел посмотреть, как профильный министр будет вообще что-либо разрабатывать в этом направлении и какой набор возможных инструментариев они предложат украинскому обществу для урегулирования данного вопроса».
В заявлениях Зеленского настораживает термин «рынок». В Украине это понятие имеет негативную коннотацию, а если употреблять его в контексте социальных услуг, так вообще рисуется катастрофа или геноцид. После рыночных реформ в Украине рынок ассоциируется с вседозволенностью предпринимателей, бесконтрольностью качества и дороговизной услуг. Государство не имеет права в него вмешиваться. Потребитель на рынке никак не защищен. Если говорить о рынке социальных услуг, то, судя по опыту других «рынков», сверхприбыльный бизнес на человеческом горе получит еще большее развитие.
Политолог Денис Гаевский считает, что употребление в данном случае термина «рынок» говорит о том, что государство сбрасывает с себя социальные функции и отдает их на откуп частному сектору, при этом налоговая нагрузка на граждан не уменьшается.
«Это значит, что продолжается и будет продолжаться демонтаж социального государства и коммерциализация общественного сектора, сектора социального, – говорит эксперт. – Продолжается сокращение ресурсной базы, и поэтому государство уже не способно тянуть на себе социальные функции, и все отдается на откуп конечному потребителю, который платит за все».
Политтехнолог Александр Теплюк считает, что высок риск того, что о трагедии в Харькове вскоре забудут, а рынок социальных услуг может законно развиваться только при условии, если это будет выгодно влиятельным людям.
«Единственное условие, почему это может развиваться, если этот рынок станет для кого-то интересен, – говорит эксперт. – Если он станет интересен для некоторых политиков в части заработка, возможно, какой-то законопроект пропишут для того, чтобы сжать этот бизнес. У нас только так это делается. У нас законопроекты просто так не принимаются. В основном они голосуются, когда “смазаны лыжи”. Некоторые чиновники анализируют это как сверхприбыльный бизнес, можно на этом что-то поиметь, и тогда они начинают этот вопрос двигать. На большее рассчитывать не стоит».
«Люди гибнут не от неисправной проводки…»
29 мая 2016 года произошел пожар в доме престарелых в селе Леточки Киевской области. Он унес жизни 17 человек.
16 сентября 2017 года произошел пожар в детском лагере «Виктория». Погибло три ребенка, еще трое были госпитализированы.
В ночь на 17 августа 2019 года произошел пожар в одесской бюджетной гостинице «Токио Стар», под которую было переоборудовано трамвайное депо. Погибло 9 человек, 10 человек госпитализировано.
4 декабря 2019 года произошел пожар в Одесском колледже экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса. Погибло 16 человек, 31 человек получил телесные повреждения различной степени тяжести.
Практически весь 2020 год по Украине полыхали лесные пожары, особенно в Киевской, Житомирской, Луганской областях. По оценкам экспертов, за год выгорело минимум 200 тысяч гектаров. Пожары, которые охватили Луганскую область в сентябре, привели к гибели 11 человек.
Новый год начался также с резонансного пожара. 17 января 2021 года произошел пожар в гостиничном комплексе Arcadia Apartments в Одессе, в результате которого погибло два человека.
После этих пожаров никто не собирался реформировать рынок социальных услуг. Люди гибнут от огня, а не от отсутствия рынка. Рынок предполагает максимальную прибыль для предпринимателя, которая может организовываться за счет экономии. Это, кстати, касается и государственного сектора. По оценкам специалистов, стоимость полного комплекса противопожарной безопасности на 1000 квадратных метров помещения составляет около 1,5 миллиона гривен. Нет никаких гарантий, что держатель даже легального дома престарелых обеспечит эту систему, а не сэкономит на ее установке. Кроме обещаний революционных реформ, после трагедий в Украине также следуют создания комиссий, проведение проверок и аудитов, но трагедии продолжают происходить и дальше.
«После трагедии в детском лагере “Виктория” тоже проводили проверку всех подобных учреждений, но, к сожалению, они не привели к тому, чтобы не было таких событий. Потом был пожар в отеле “Токио” и в колледже в Одессе. По факту все эти проверки приводят к тому, что проверяющие существенно улучшают свое материальное положение», – говорит Кирилл Молчанов.
«Больше года назад после трагедии в Дрогобыче, когда обвалился жилой дом, нам было обещано полный аудит всего жилого фонда в Украине, – вспоминает глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко в посте на своей странице в фейсбук. – После трагедии в Одессе, когда сгорел колледж, нам было переобещано, что проверят пожарную безопасность во всех бюджетных и небюджетных учреждениях. После взрыва газа в Киеве в жилом доме нам было перепереобещано что проверят все газоснабжающие системы на безопасность. Сколько еще надо, чтобы произошло трагедий в Украине, чтобы наша власть начала выполнять обещания? Или это у них уже навсегда?»
В 2014 году Кабинет министров во главе с премьером Арсением Яценюком сроком на два следующих года ввел мораторий на любые проверки бизнеса, которые проводятся контролирующими органами Украины, кроме Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции. «Гоните их в шею», – советовал Яценюк предпринимателям, как поступать с проверяющими. Реформу дерегуляции продолжил его преемник в кресле премьера Владимир Гройсман. В Украине уничтожены многие проверяющие органы – от Государственной санитарно-эпидемиологической службы в 2017 году до Государственной архитектурно-строительной инспекции в марте 2020-го.
«К большому сожалению, такие трагедии будут продолжаться и дальше, – говорит Денис Гаевский. – Крайне негативную лепту внесла, если вспомнить 2015 год, так называемая дерегуляция от правительства Яценюка. Там, по-моему, было семь пакетов дерегуляции. В том числе, упразднили нормы, которые регулировали безопасное взаимодействие человека с техносферой. Это внесло свою лепту в возросшее за последние 5-6 лет количество катастроф техногенного и инфраструктурного характера. С другой стороны, и запас прочности советской инфраструктуры иссякает и где-то почти полностью иссяк. Сейчас в очередной раз мы слышим, что создаются какие-то комиссии. Если проследить, за годы президентства Зеленского и Порошенко было создано бесчисленное количество советов, консультативных органов, комиссий. Многие из них собрались один раз, и на этом их деятельность была прекращена. Точно так же будет и в этом случае».
По следам харьковской трагедии отреагировала Верховная Рада. Там в первом чтении проголосовали за два законопроекта, которые предусматривают увеличение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности. Один из них разрешает админарест тех, кто препятствует проведению проверок пожарной безопасности. Также проект закона предусматривает штрафы от 17 до 51 тысячи гривен. Другой законопроект предлагает увеличить уже имеющиеся штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Оба законопроекта были зарегистрированы в Верховной Раде еще в середине 2020 года и только после гибели в огне людей дождались своего часа. Но, к сожалению, и они вряд ли всерьез поменяют ситуацию: если даже регулярно выходить на проверки безопасности, владельцы-бизнесмены могут не пустить на свои объекты проверяющих, руководствуясь принципами частной собственности.
«Причина пожара – отсутствие государственного управления во всех сферах деятельности, – комментирует трагедию экс-советник министра по чрезвычайным ситуациям Украины Константин Гринчук. – В том числе, в вопросах организации безопасности населения и территорий. Какая может быть причина пожара, если горит в основном то, куда не допускают на проверки инспекторов. Конечно, пожар мог произойти из-за короткого замыкания. Однако в здании должна быть автоматика, которая своевременно должна была “выбить” проводку для того, чтобы не допустить возгорания. Если же оно произошло, то должна сработать пожарная сигнализация. Также огнетушители должны быть в каждой палате. Хочу, чтобы все уяснили для себя: люди гибнут и горят не от неисправной проводки, или замыкания обогревателя. Любой обогреватель рано или поздно замкнет, или перегорит, и это нормально. Люди гибнут из-за тех, кто не написал правильный закон, постановление правительства, положение об органе, отвечающем за строительство, пожарной инспекции, полиции. Кто назначил некомпетентных людей в эти органы, кто уничтожил и не хочет восстанавливать контроль за работой и необходимыми инициативами этих чинуш».