2016-ый, увы, не стал переломным годом для украинской экономики. Впечатляющий рост она не продемонстрировала. Несмотря на оптимизм наших государственных руководителей, аналитики их энтузиазм никак не разделяют. Экономисты считают главной причиной слабого роста экономики декларативность объявленных властью реформ, а также отсутствие реальных драйверов для экономического роста. Также не соответствуют действительности заявления наших чиновников об уменьшении внешнего долга Украины, поскольку в относительном выражении внешний долг резко увеличился. Об итогах экономического года в Украине корреспонденту ГолосUA рассказали эксперты финансового рынка, финансисты, банкиры и экономисты.
БАНКИ: 98% «условно здоровых» банков
После ликвидации половины украинских банков, оставшуюся половину, прошедшую стресс-тестирование и диагностику, на 98% можно считать условно «здоровыми» банками, полагает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
За три года банковская система получила 85 минусов (банки, которые ушли). На сегодня в банковском секторе осталось менее100 банков. Общий итог — 99 «плюсов» (банки, которые остались) и 85 минусов, отмечает банкир Анатолий Гулей. По словам эксперта, пока говорить об оздоровлении банковской сферы рано. Когда банки начнут кредитовать, тогда можно будет говорить об оздоровлении банковского сектора. Пока мы можем говорить только о прохождения банками второго этапа «очищения». Будет ли третий этап «очищения» банковской системы и какой он будет, зависит от макроэкономических показателей в Украине.
Под «занавес» года произошло «эпохальное» событие — национализация «ПриватБанка». Крупнейший частный банк страны становится государственным по «добровольной» инициативе своих прежних собственников — Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Спецоперация была проведена максимально быстро. Для проведения национализации власть заручилась поддержкой основного кредитора – МВФ.
Несмотря на «бодрую» статистику НБУ, после реформ Гонтаревой банковская система лучше работать не стала, отмечает эксперт по экономическим вопросам Александр Охрименко. Если бы не эта «игра» с цифрами, которую применяет Нацбанк, то показатель убытков банковской системы в этом году был бы выше, чем в прошлом.
КУРС: гривну девальвируют искусственно
Девальвация гривны в 2016 году продолжилась на 100% искусственно, не имея под собой никаких экономических оснований, полагает экономист Андрей Новак. Правительство, продолжая девальвацию гривны, убивает сразу двух зайцев: во-первых, – это наполнение государственных местных бюджетов «инфляционным эффектом», во-вторых, — это удовлетворение аппетитов наших знаменитых экспортеров, главных финансово-промышленных групп.
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева отказалась от прогноза валютного курса на следующий год. НБУ будет контролировать только индекс инфляции. Это довольно хитрая уловка, поскольку регулятор никакого отношения к индексу инфляции не имеет, отмечает экономист Александр Охрименко. Гонтарева сняла с себя ответственность за ситуацию на валютном рынке, поскольку понимает, что потеряла контроль над валютным рынком.
Для того чтобы к ней не было претензий, почему такой курс, она «хитро» будет отвечать за инфляцию, к которой никакого отношения не имеет. За валюту она не хочет отвечать, потому что это сложно, а за инфляцию хочет, тем более что Госстат всегда немного может подправить цифры по ситуации с инфляцией, отмечает Александр Охрименко.
РОСТ ВВП – главный итог года
По итогам 2016 года ожидается рост ВВП в пределах 1,3%. Это главный итог года — то, что в 2016 году украинская экономика перешла из стадии падения ВВП, которое началось в третьем квартале 2012 года, отмечает экономист Андрей Новак. В этом году мы переходим в стадию роста, хоть и небольшую, но это поворот состояния украинской экономики с состояния падения в рост.
ИНФЛЯЦИЯ: у каждого украинца своя
Индекс инфляции всегда вызывает массу вопросов. Может быть, в следующем году индекс инфляции в Украине действительно будет 12-15%, но то, что это успех или заслуга Нацбанка, говорить не приходится, поскольку инфляция у нас на сегодняшний день больше всего зависит от валютного курса, теневой экономики и налогов – и в данном случае также от тарифов ЖКХ, отмечает экономист Александр Охрименко.
По словам экономиста Андрея Новака, инфляция к концу года номинально составит 12%, но мы понимаем, что этим показателем очень легко манипулировать. У каждого гражданина свой показатель инфляции, потому что у него свой набор потребительской корзины тех товаров и услуг, которыми он пользуется. У каждого украинца свой индивидуальный набор, у каждого человека своя инфляция. Показатель инфляции общий для страны – это очень обобщенный показатель, это как средняя температура по палате в больнице.
На инфляцию может негативно повлиять процесс национализации «ПриватБанка», когда возможна паника клиентов «Привата» и продолжение оттока вкладов. Это негативно повлияет как на инфляцию, так и на валютный курс.
ЭКСПОРТ: 30 млрд долларов в «минусе»
Можно сколько угодно говорить, что реформы на марше и что экономика оживает, а можно просто посмотреть на официальные данные внешней торговли Украины, размещенные на сайте НБУ. И это не просто падение экспорта (это также экспорт товаров и услуг), это руина – мы потеряли почти 30 млрд долларов. Поэтому не стоит задавать вопрос, почему так плохо сейчас экономике Украины.
Действительно доля экспорта Украины в страны ЕС выросла, а страны СНГ — упала, но сумма экспорта Украины в ЕС тоже упала по сравнению с 2013 годом, когда Соглашения об ассоциации с ЕС и зоны свободной торговли не было. Вот такие цифры и факты, а выводы напрашиваются сами.
БЮДЖЕТ: наполнение через инфляционный эффект
Дефицит бюджета Украины может достигнуть 200 млн долларов вместо обещанных 80 млн долларов, прогнозирует экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Бюджет номинально наполняется у нас через инфляционный эффект, за пределы запланированного дефицита бюджета-2016 правительство не выходит, отмечает экономист Андрей Новак. Первые общие итоги 2016 года у нас появятся не ранее первой декады января 2017 года, когда Госкомстат обнародует первые данные, позднее появятся уточнения – к февралю. Вероятно, до 10 января эти данные появятся, надеется эксперт.
Новый госбюджет на 2017 год, принятый ВР, финансист Эрик Найман назвал очередным бюджетом выживания, а не развития.
ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ: не обеспечивают стабильность курса
Золотовалютные резервы сейчас у нас нормальные 15 млрд долларов. Два года назад было 6,5 млрд ЗВР. За счет траншей МВФ и других источников валютные резервы сейчас в Украине достаточны. Другое дело, что нам с того, что золотовалютные резервы НБУ большие. Золотовалютные резервы существуют не ради золотовалютных резервов, а ради использования их как инструмента на валютном рынке. Для нас важнее курс гривны, а не золотовалютные резервы НБУ. Что с того, что ЗВР у нас большие, если не обеспечивают стабильности курса валют. Это то же самое, что показатель ВВП – для нас он имеет весьма отдаленное значение. Для украинцев важен уровень зарплат относительно уровня цен.
ПРАВЛЕНИЕ НБУ: увольнение Гонтаревой
Кресло под Гонтаревой шатается… Однако ее отставка полностью зависит от политической воли Президента, человеком которого она является. Акциями тут ничего не сделаешь, только личная воля Президента может решить этот вопрос отставки главы НБУ, уверяет глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Надо понимать, что все акции под НБУ, которые происходят, являются заказными и проплаченными. Возникает вопрос, почему эти акции проходят именно сейчас, выходит, до этого полтора года Гонтарева работала замечательно, чудесно и отлично. Сейчас только все увидели, как все плохо…