Экономика по-украински: внешнее кредитование и рост бедности

Правительство Украины не может и не умеет ничего делать без внешнего финансирования. Это в очередной раз подтвердила министр финансов Наталья Яресько, заявив в пятницу, 29 января о том, что в текущем году Кабмин планирует получить около 10 миллиардов долларов кредитных средств.«В текущем году мы ожидаем получить от наших международных партнеров до $10 млрд на бюджетные и инвестиционные потребности», — сказала она.

То ли в связи с неграмотностью, то ли банальной необразованностью, но Яресько нагло врет о том, что предоставленные Украине кредиты пойдут на бюджетные и инвестиционные потребности. Потому что ни восполнять дефицит бюджета ими невозможно, ни инвестировать. Восполнить дефицит бюджета нельзя, потому что это невозможно сделать согласно условиям получения большей части кредитов. А ни одной инвестиционной государственной программы у Украины нет. Точно так же, как нет и программы социально-экономического развития даже на период в 1 год.       

Какие же средства планируется привлечь и куда они могут пойти:

— от МВФ ожидается до $5,8 млрд, которые окажутся в золотовалютных резервах НБУ или будут использованы для перевода частного и банковского долгов в государственный;

— от США – примерно $1 млрд в виде гарантий госдепартамента по привлекаемым Украиной кредитам из других источников. К деньгам эту услугу отнести сложно;

— от Японии – около $1 млрд на реконструкцию Бортнической станции аэрации и около 300 млн в виде технической помощи;

— от Швейцарии – $200 млн на пополнение ЗВР;

— от ЕС – 1,2 млрд евро (кредит на закупку газа) и 170 млн евро виде грантов (гранты невозможно использовать ни на что иное, кроме как на зарплаты грантоедов и материальное обеспечение грантовых проектов);

— от Польши – 100 млн евро пойдет для улучшения переходов между государствами, улучшения приграничной инфраструктуры, для создания общих пунктов пропуска, для обмена информацией;

— от Германии – 300 млн евро, плюс 50 млн евро — на инвестпроекты;

— от ЕБРР – $177 млн на реализацию инвестпроектов, плюс $1,1 млрд — на инициацию новых инвестпроектов;

— от Европейского инвестиционного банка — $175 млн на поддержку существующих проектов (региональная инфраструктура) и, возможно, $1,1 млрд — на инициацию новых проектов. Инвестиционными их назвать нельзя, так как реконструкция, к примеру, водоканала будет инвестицией только тогда, когда его выкупит частный инвестор и отремонтирует за свои средства, чтобы затем получать больше прибыли за счет снижение потерь воды при транспортировке к потребителю. Если это делается за госсчет, то это всего-навсего ремонт за кредитные деньги;

— от Всемирного банка – $210 млн на поддержку существующих проектов (региональная инфраструктура), и $1,5 млрд – на «инициацию и подготовку новых займов».

Так что если Украина и получит эти кредиты, то часть из них осядет в резервах НБУ, часть израсходуется на ремонт инфраструктуры в регионах, а часть съедят грантоеды.

Единственные деньги, судьба которых неясна – это взятые в кредит по гарантии госдепа США. Но… их же еще надо получить. А получить их возможно только путем размещения облигаций внешнего госзайма под очень высокие проценты (10-14 и выше), как одна из стран с самыми высокими рисками вложения денег.     

В прошлом, 2015 году, правительство одолжило больше, чем собирается взять взаймы в этом, 2016 году. Результатом увеличения задолженности вкупе с проводимой социально-экономической политикой стало снижение уровня жизни украинцев. Если верить официальной статистике, то граждане нашей страны обеднели примерно на треть по отношению к позапрошлому, 2014 году. Новые займы и продолжение разрушения экономики по рецептам МВФ гарантируют увеличение бедности населения в ближайшем будущем. Никаких иных результатов, кроме, возможно, персонального обогащения отдельных чиновников, получение очередных кредитов не даст. Все утверждения министров, депутатов или «экспертов» о том, что эти деньги «пойдут в экономику Украины» — наглая ложь. И именно так к ним и следует относиться.

Читайте также по теме