Андрей Кислов
09:00 10/02/2022

Экономика Макрона: о чем договорились лидеры Украины и Франции

Визит в Киев президента Франции состоялся в преддверии президентских выборов в этой стране. По экспертному мнению, для Эмануэля Макрона важно привезти заказы для французских предприятий. Те открывают кредиты для украинских заказов

«А мы рады стараться»

Президент Владимир Зеленский принимал в Киеве президента Французской Республики Эммануэля Макрона.  Прозвучало обещание предоставить 1,2 млрд евро помощи, и  Зеленский заявил: «Мы очень ценим такой шаг солидарности с другими государствами, мощный шаг именно со стороны Эммануэля, со стороны Франции — выделение 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи Украине. Это действительно нам поможет стабилизировать нашу экономику».

Однако 1 февраля указанную сумму в 1,2 миллиарда евро озвучила Еврокомиссия, когда предложила пакет экстренной макрофинансовой помощи. Эта помощь ЕС, как сообщила Еврокомиссия, будет выделяться в форме долгосрочных кредитов. О ее выделении договорились страны Евросоюза.

С Францией были заключен соглашения на туже сумму. Речь идет о поставках французских локомотивов на сумму 900 млн. евро, и пожарной техники на сумму 300 млн. евро. Об этом сообщил Владимир Зеленский после встречи с французским лидером. «Сегодня мы финализировали договоренности и перевели в практическую стадию реализацию очень важного проекта о поставке 130 локомотивов кампании Alstom на сумму 900 млн. евро», — в частности, заявил Глава государства.

Эксперт Вячеслав Чечило иронизирует: «Фишка этого контракта в том, что 85% (750 млн. евро) – это кредитные средства Франции. И французы резвятся по полной. Украина покупает 130 локомотивов ценой 6,8 млн. евро за каждый. Это на 13% дороже, чем покупала железная дорога Азербайджана несколько лет назад».

Эксперт отмечает, что каким образом закупленные электровозы будут обслуживаться — неизвестно, а стоимость содержания локомотива может значительно превышать стоимость его закупки. Он напоминает, что Казахстан, например, заключил с Alstom соглашение на обслуживание 200 локомотивов на сумму 1,2 млрд. евро.

По словам эксперта, соглашение предусматривает ряд привилегий французской компании Alstom Transport SA: компания, ее филиалы, подрядчики, субподрядчики полностью освобождаются от любого налогообложения в Украине. «То есть Alstom вдобавок к многомиллионному контракту получит еще и щедрые налоговые и таможенные льготы. В сухом остатке может получиться так, что Украина серьезно переплатит за французские тепловозы. И кредит вернет, конечно. Но кто здесь считает деньги, если нужно угодить очередному «партнеру», – пишет Чечило в соцсети.

Эксперт резюмирует: «У Макрона скоро выборы – ему нужно привезти заказы для своих предприятий. А мы рады стараться». Действительно, в апреле во Франции намечены президентские выборы. Эммануэль Макрон борется за второй срок. При том, что два предшественника Макрона: Николя Саркози и Франсуа Олланд на второй срок не переизбирались.

Накануне визита в Киев Эммануэль Макрон посетил Москву. Издание Politico писало, что французский президент сильно рискует, называя себя мировым лидером, который может заключить мирное соглашение относительно украино-российского конфликта.

Дескать, если ему это удастся, он станет героем, который и вернул Европе статус крупного дипломата, «и все это как раз к президентским выборам во Франции в апреле».

«Деньги уйдут на создание рабочих мест во Франции»

После переговоров с Макроном, Президент Владимир Зеленский поблагодарил за поддержку. «Спасибо тебе, что ты приехал поддержать меня, поддержать Украину», — сказал Глава государства. А среди экономических результатов встречи отметил: «Украина и Франция продолжат развивать сотрудничество с компанией Airbus по созданию национального авиаперевозчика».

Как известно, Владимир Зеленский анонсировал, что первый рейс национального авиаперевозчика будет в 2022 году. Об этом он заявил в послании Верховной Раде. А еще в ноябре сообщалось, что Министерство инфраструктуры подписало меморандум о сотрудничестве с французской авиастроительной компанией Airbus, предусматривающий возможность лизинга или покупки 22 самолетов.

Компания имеет название – ЮНА, Ukrainian National Airlines (Украинские национальные авиалинии, ЮНА) и уже юридически сформирована, состоялся первый выпуск акций на 500 млн грн. Изначально сообщалось, что авиакомпания будет летать на отечественных самолетах. С такой идеей выступал Президент Владимир Зеленский еще в апреле 2020 года.

Но в июне 2021 поступило сообщение, что к созданию национального украинского авиаперевозчика может присоединиться— Airbus. Эта компания считается «европейским» авиапроизводителем, но с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом.

Профсоюз авиастроителей и машиностроителей Украины (ПАУ) выступил с заявлением, что национального авиаперевозчика должен в первую очередь обеспечивать самолетами собственный и производитель самолетов – государственный концерн «Антонов».

Председатель Объединения организаций работодателей авиапромышленности Украины Владимир Коробов, в свою очередь констатировал: французская консалтинговая компания Aerogestion, нанятая за деньги налогоплательщиков Франции, предлагает Украине для создания национального авиаперевозчика использовать самолеты Airbus.

«Это в мире считается государственным протекционизмом: правительство Франции оплатило консалтинговые услуги фирмы и понятно, почему данная компания рекомендовала Украине купить французские самолеты. Теперь существует вероятность, что деньги украинских налогоплательщиков уйдут на финансирование и создание рабочих мест во Франции и Европе», – заявил Коробов.

Экономист Алексей Кущ назвал Украинские национальные авиалинии «дорогой игрушкой для бедной страны». Он ответил, что в Украине планируют совместить Airbus (есть планы по приобретению 22 машин) и Антоновы (лишь в очень далекой проекции, на уровне «изучения вопроса»).

Отметим, что Украина в этом году Украина получит 50 французских вертолетов производства Airbus. В декабре Министерство внутренних перечислило оплату компании Airbus Helicopters 35,6 млн евро аванса за вертолеты. авансовый платеж — 10% от цены первой партии. Кредит у французской стороны взят на 475 млн евро, а после всех выплат по данным МВД, общая сумма сделки составит 551 млн евро.

Кроме того, во Франции начали строить первые из двадцати патрульных катеров для украинской Морской охраны Госпогранслужбы. Всего украинские пограничники получат 20 таких кораблей, 15 из которых построят во Франции. Пять — в Николаеве. Проект предусматривает кредитование правительством Франции и ведущими европейскими банками строительства французских кораблей на сумму 136,5 млн евро.

Во время визита Макрона в Киев было подписано соглашение о сотрудничестве между «Укроборонпромом» и французской компанией Thales (сумма не сообщается). Компания Desautel продаст Украине 370 единиц пожарно-спасательной техники на 300 миллионов евро.

«Также сегодня подписано совместное заявление Укроборонпрома с французской стороной о реформах оборонно-промышленного комплекса Украины», – рассказал Владимир Зеленский.

Читайте также по теме