Экономика и локдаун: почему Украина должна изменить экспортную политику

К концу 2020 года в украинской экономике наметились три важные тенденции. Первая – это сложности с внешними кредиторами, в частности, с МВФ, из-за чего Украина может лишиться внешних заимствований в принципе. Вторая – поступления в доходную часть госбюджета очень сократились, и украинское государство не может покрыть все свои внутренние расходы в части социальных выплат. Третья — у украинских экспортеров усложнилась ситуация с экспортными поставками в ЕС, и в этой сфере назревает кризис. Корреспондент ГолосUA выяснял, какие есть пути выхода из экономического кризиса в условиях приближающегося коронавирусного локдауна и почему Украине стоит изменить экспортную политику.

Недопоступления в госбюджет

Итак, в конце декабря 2020 года в Украине могут ввести локдаун с остановкой общественного транспорта и прекращением работы предприятий-налогоплательщиков. Это значит, что по объективным причинам поступления в госбюджет сократятся.

Но и на данный момент показатели госбюджета – это повод для пессимизма правительства и населения. По данным эксперта Павла Кухты, «согласно оперативным данным Казначейства, имеющиеся неоплаченные финансовые обязательства по состоянию на сегодня составляют 9 млрд 400 млн грн, из них 3 млрд — по защищенным расходам. Это максимум с начала года и +2 млрд к показателям предыдущей недели.

Одновременно локдаун выходного дня и неизбежно надвигающийся полный локдаун повышают потребность в бюджетных расходах. Сама программа поддержки — выплата 5000 грн минимальной зарплаты всем занятым в пораженных (карантином. – Авт.) областях сферы услуг (около 4 миллионов человек) — стоит 20 млрд в месяц. Этих денег сейчас просто нет», — сообщил он в Facebook в третьей декаде ноября.

По словам Кухты, сейчас финансирование из госбюджета распределяется буквально в ручном режиме, что, как пояснили ранее ГолосUA аналитики, является признаком бюджетного и экономического кризиса: «Люди из системы говорят, что с 9 ноября казна работает в режиме картотеки — до ночи сводят поступления, на утро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают. В новейшей истории Украины в середине ноября такого не было уже как минимум лет десять».

П.Кухта допускает, что если Украина всеми правдами и неправдами возобновит сотрудничество с МВФ, то это позволит частично избавиться от долгов за счет средств нового кредита. В то же время, чтобы западные кредиторы возобновили сотрудничество с Украиной, нужно возобновить функционирование антикоррупционного законодательства.

«Как я уже говорил, единственный нормальный способ решить проблему — быстрое возобновление сотрудничества с МВФ, которое откроет нам доступ к заимствованиям, чтобы профинансировать расходы. Это означает принятие хоть немного адекватного бюджета на 2021 год — идут разговоры уже о приемлемости дефицита на уровне 5,3% от ВВП. Впрочем, непонятно, от которого прогнозного ВВП — с началом локдауна очевидно, что макропрогноз, по которому составлен бюджет, надо пересматривать в сторону меньших темпов роста. Кроме бюджета, необходимо запустить судебную реформу и восстановить антикоррупционное законодательство», — считает эксперт.

Однако ни с МВФ, ни с темой антикоррупционного законодательства украинские чиновники пока совладать не могут. В частности, в Украину до сих пор не приехала мониторинговая миссия МВФ. Это говорит о том, что стороны еще не договорились о возобновлении сотрудничества, сообщил ГолосUA экономист Олег Пендзин. «В силу того, что на сегодняшний момент нет в Украине мониторинговой миссии МВФ и, несмотря на разговор директора-распорядителя МВФ К.Георгиевой с Президентом Украины В. Зеленским, мониторинговая миссия в Украине так и не появилась. Так что все заявления украинской власти о том, что Украине кто-то даст какие-то деньги из мировых или европейских финансовых структур, это не более чем популистические заявления – они красиво выглядят, но на деле ничего не дают», — считает эксперт.

Что касается антикоррупционного законодательства, то конфликт между НАБУ и Конституционным судом подготовили почву для конституционного кризиса, говорят эксперты: 27 октября Конституционный суд признал неконституционной статью Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за недостоверное декларирование. Это сильно ограничивает работу НАПК и НАБУ, а значит, антикоррупционные структуры не могут работать в полную силу, хотя именно этого ожидают от Украины внешние кредиторы.

Валютные поступления в бюджет от экспорта

Таким образом, напрашивается вывод, что в украинский госбюджет в ближайшие несколько месяцев поступлений стоит ожидать в основном только от экспортной валютной выручки агропроизводителей.

Как сообщил в комментарии ТСН советник по стратегическому развитию президента Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа, в 2019 году на экспорт агропродукции приходилось 44,2% валютных поступлений от всего товарного экспорта. В 2020 году валютные поступления от агроэкспорта сократятся. «Говоря о перспективах на этот год, с точки зрения баланса мы вряд ли выйдем на увеличение положительного сальдо торговли продукцией АПК по сравнению с прошлым годом. Скорее всего, оно в диапазоне 14-15 млрд долларов, то есть примерно на 2 млрд долларов меньше», — отмечает эксперт.

Но экспортные поставки, в частности, в ЕС могут сократиться: одна из причин тому – малый объем экспортных квот при поставках украинских сырья или продукции в Евросоюз. В частности, украинские агропроизводители говорят, что эти квоты быстро исчерпываются. Это значит, что за поставки товара в ЕС украинские поставщики будут доплачивать, что, разумеется, нежелательно.

А в мае 2020 года генеральный секретарь крупнейшей европейской ассоциации фермеров и кооперативов Copa-Cogeca Пекка Песонен (Pekka Pesonen) в письме генеральному директору ЕС по торговле Европейской Комиссии Сабине Вейанд (Sabine Weyand) потребовал, чтобы ЕС не увеличивал Украине экспортные квоты. «Украина уже является четвертым по величине поставщиком сельскохозяйственной продукции в ЕС. Поэтому нет необходимости выдавать Украине дополнительные квоты на экспорт», — приводит слова Пекка Песонен Farmer.pl.

ЕС, скорее всего, станет на сторону своих производителей в условиях всемирной пандемии коронакризиса, сообщил в комментарии ГолосUA политический эксперт, аналитик Руслан Бизяев. Он прокомментировал ожидаемый пересмотр условий Соглашения об Ассоциации Украины и ЕС. «Украина пошла по процедуре пересмотра Соглашения об Ассоциации с ЕС. То есть процедура будет пересмотрена, но вот какой будет результат – это второй вопрос. На результат будут влиять много факторов, в том числе пандемия, и ясно то, что ЕС надо будет в данных условиях сокращать затраты и увеличивать доходы. Скорее всего, у стран-членов ЕС из-за пандемии и локдауна, введенного осенью 2020 года, экономика будет сокращаться, и ЕС начнет больше защищать своего производителя», — считает аналитик.

Что еще может уменьшить экспортные валютные поступления от торговли с ЕС, который на сегодня для Украины является основным внешним рынком сбыта? Как сообщил в комментарии ГолосUA заместитель руководителя Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов, ситуацию может ухудшить «идея власти создать новую санэпидслужбу, а также передать этой структуре контроль за пищевой безопасностью из Госпродпотребслужбы. Это грозит нашей стране потерей европейского и других рынков сбыта продуктов питания и сельхозпродукции».

«Мы с большим трудом добились того, чтобы украинская аграрная и пищевая продукция были допущены на европейский рынок, что также открыло или облегчило доступ на рынки многих других стран. Условием допуска нашей продукции в ЕС является то, что наш компетентный орган (Госпродпотребслужба) гарантирует ее безопасность. При этом принципиально, что наши европейские партнеры признают, что Госпродпотребслужба действительно является компетентным органом и надежно контролирует безопасность пищевой продукции. Признание Госпродпотребслужбы стало результатом сложного процесса переговоров, инспекций, получения и устранения замечаний со стороны EFSA. Это потребовало значительных усилий, как от Госпродпотребслужбы, так и от Министерства аграрной политики, всего правительства в целом и Верховной Рады. Только после этого гарантии нашей Госпродпотребслужбы, как компетентного органа, признали достаточными, например, для присвоения еврономеров нашим пищевым предприятиям, а, значит, открытия им возможности экспорта в ЕС», — сказал эксперт.

Новый формат сотрудничества с ЕС

Таким образом, на сегодня для украинской экономики крайне важно сохранить экспортные рынки. Для этого необязательно только наращивать объем экспортных квот, сообщил ГолосUA экономист Алексей Кущ. Украина должна наладить поставки готовой продукции в ЕС, считает он.

«Каков был смысл подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС в 2014 году? Европейцы перед подписанием говорили нам: вы покупаете огромное количество потребительских товаров в Китае. Почему вы не можете производить, условно говоря, те же скрепки, зонтики, плащи, пуховики, находясь в десятки раз ближе к ЕС, чем Китай? В Украине ведь есть квалифицированная рабочая сила? Почему не создавать производство с включением китайских, арабских и прочих инвестиций, чтобы насыщать европейский рынок потребительскими и частично промышленными товарами, которые европейцы сами не производят и которые они хотели бы покупать в Украине.

На данный момент у европейцев есть своя металлургия, есть развитый аграрный сектор, они могут обойтись без украинской аграрной продукции, например, без той же курятины. В то же время, Украина не производит ряд потребительских товаров, которые интересны ЕС.

Но в Соглашении об Ассоциации с ЕС заложены выгодные условия для поставок из Украины на рынки Европы потребительской продукции.

И вот по этим потребительским товарам Соглашением об Ассоциации с ЕС заложены минимальные пошлины, в некоторых случаях нулевые. Эти товары можно завозить в любых объемах в ЕС. И этим Соглашением Украине определили роль восточно-европейской мастерской, которая может составить конкуренцию Китаю на рынке ЕС. Таким образом, Украине нужно не пытаться изменить Соглашение, а попытаться его реализовать, выполняя пункты, которые ранее не выполнялись.

Что нужно знать, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки: когда стороны подписали Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС, то было невозможно реализовать пункты об инвестициях в украинское производство или о совместных с иностранцами предприятиях: в Украину из-за коррупции, неэффективной судебной системы не шли зарубежные инвестиции. Кроме того, в Украине были и остаются сложности с подключением объектов к сетям электроэнергии, а платить взятки зарубежные инвесторы не хотели», — описал ситуацию экономист.

Экономика и «финансовый пузырь»

Если же украинские чиновники не захотят, а украинские производители не смогут адаптироваться к новому формату сотрудничества с ЕС, тогда остается более сомнительный с точки зрения стабильности путь наполнения госбюджета – продажа больших объемов облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), сообщил в комментарии ГолосUA экономист Олег Пендзин.

«Я уверен, что в 2021 году Украина выпустит еще больший объем ОВГЗ и точно будет размещать в Украине для продажи инвесторам.

На будущий год Украина, согласно официальным данным, около 420 млрд гривен должна отдать в виде долгов. В Украине, исходя из цифр в госбюджете на сегодня, 270 млрд грн это дефицит. То есть нужно где-то с рынка найти 670 млрд грн. Так вот из этих 670 млрд грн по евробондам с внешнего рынка заимствования на 2021 год планируется привлечь только 87 млрд грн. 590 миллиардов гривен Министерство финансов планирует привлечь путем продажи ОВГЗ.

Если деньги не привлечь с помощью ОВГЗ, то откуда государство будет брать деньги на свое существование? Надо понимать, что, скорее всего, в ближайшее время, наша программа с Международным валютным фондом будет находиться в таком же состоянии паузы, в котором она находится сейчас. Если это будет так, то на внешний рынок выпускать евробонды Украина не решится. Потому что там просто нет дешевых денег. Поэтому единственный путь, которым может пойти Украина, чтобы брать деньги для рефинансирования своего долга и рефинансирования дефицита госбюджета, это внутренний рынок заимствований или, проще говоря, ОВГЗ», – прогнозирует экономист.

Но, как ранее сообщали экономисты, продажа ОВГЗ это всего лишь спекуляция на валютном курсе и продолжающаяся стагнация экономики, раздувание «финансового пузыря». Другими словами, украинское государство должно помочь своим экспортерам приспособиться к новому формату сотрудничества с рынками ЕС и использовать ситуацию для развития национальной экономики.

 

Читайте также по теме