В Еврокомиссии уверены, что премьер-министр Владимир Гройсман добьется отмены моратория на вывоз леса из Украины ради кредита. А эксперты полагают, что страна потеряет больше, чем получит взаймы — 450–550 млн долларов ежегодно и до 100 тыс. новых рабочих мест. Но, власти, дескать, махнули рукой на будущее Украины.
«Национальный позор»
Премьер- министр Владимир Гройсман удостоился похвалы за усилия по отмене моратория на экспорт украинского леса.
Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в ближайшие недели украинской стороне будут выделены 600 миллионов евро макрофинансовой помощи.Было принято во внимание решение украинского правительства по законопроекту относительно экспорта леса-кругляка в Европейский Союз. Об этом Юнкер сказал в Брюсселе после встречи с Владимиром Гройсманом.
Напомним, 22 мая 2015 года Украина и ЕС подписали меморандум о получении Украиной макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд евро, которая поступает тремя траншами. Это было сделано после того, как Верховная Рада 9 апреля 2015 года приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде (леса-кругляка). Запрет был введен с 1 ноября 2015 года.
А осенью 2016 года ЕС выдвинул новое условие для выделения Украине очередного транша в €600 млн — отмену запрета на экспорт леса.«Это было условие, которое мы выдвинули. Мы высказывали пожелания, ожидания, и как я понимаю, это будет сделано в следующие несколько недель», — заявил Жан-Клод Юнкер после встречи с Президентом Петром Порошенко на саммитеУкраина-ЕС24 ноября 2016 года в Брюсселе.
Тогда губернатор самой лесистой в стране Закарпатской области, (где лес занимает половину территории) Геннадий Москаль заявил: «О 600 миллионах евро помощи через полгода все забудут, а вырубленные и проданные за копейки Карпаты станут национальным позором на долгие годы». Он отметил, что европейские партнеры «ставят ультиматум», чтобы превратить Украину в сырьевой придаток.
«Давайте не уподобляться аборигенам, у которых колонисты за стеклянные цацки выманивали землю», — призвал Геннадий Москать. Однако, премьер Владимир Гройсман объясняет международными обязательствами возможную отмену запрета на вывоз леса-кругляка из Украины.
«Украина должна выполнять международные обязательства», — подчеркнул он в ходе часа вопроса к правительству в Верховной Раде 9 февраля.
Для того, чтобы отменить мораторий и выполнить обещание, Украине нужно отменить мораторий голосованием в Верховной Раде. Но ранее за мораторий голосовали все фракции парламента, включая 89 депутатов Блока Порошенко. Против не было ни одного голоса. Депутаты единодушно поддержали мораторий, чтобы направить сырье на предприятия Украины, «создать новые рабочие места, обеспечить значительные наполнения бюджета государства».
Украине значительно выгоднее продавать готовую продукцию, чем сырье за границу — были уверены нардепы. Как пример приводили Польшу: дескать, при одинаковой площади лесов та зарабатывает в десять раз больше.
«Мораторий — это один из показателей, который позволит нам приблизиться к показателям Польши. Мы сегодня уже видим плюс 17 процентов поступлений в бюджет в виде налогов», — говорил Виктор Галасюк, глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства.
Сто тысяч рабочих мест
Запрет на экспорт лесоматериалов древесных пород (кроме сосны) был введен с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосны – с 1 января 2017 года. Однако, за время действия моратория в три раза выросли инвестиции в деревообрабатывающую отрасль. «На 50 миллионов повысился ввоз оборудования для переработки дерева. У нас выросло количество рабочих мест. Выросло производство товаров с высокой остаточной стоимостью», — констатировал глава подкомитета ВР по вопросам промышленной и инвестиционной политики Александр Дубинин.
Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюкотмечает, что переработка в Украине экспортируемой древесины, то есть около 9 млн куб м, в готовые изделия даст ежегодно 450–550 млн долларов добавочной стоимости и до 100 тыс. новых рабочих мест (включая сопутствующие производства).
Отметим, что официально заготовка древесины составляет около 19,5 млн куб м. А по подсчетам Ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья, для создания одного рабочего места на среднем деревообрабатывающем предприятии достаточно 200 кубических метров древесины в год. В 2014 году областной лесхоз вывез за границу 200 тыс. кубометров леса-кругляка. Это означает, что работу не получали более тысячи прикарпатцев.
А за время действия моратория, в 3,5 раза увеличился импорт станков для обработки дерева. Активная закупка оборудования , по мнению Виктора Галасюка, свидетельствует о росте объемов производства. А суммы налогов, уплаченных в бюджет предприятиями деревообрабатывающей, бумажной и мебельной отраслей, выросли на 18% в долларовом эквиваленте.
Тем не менее, Жан-Клод Юнкер со встречи с главой украинского правительства вынес убеждение, что Верховная Рада с легкостью отменит мораторий. «И мы ожидаем, что парламент это сделает. Я отметил, что премьер и его правительство внесли этот проект закона в парламент, правительство прилагает усилия, чтобы это произошло, и мы довольны тем, как премьер-министр с этим справляется», — добавил Юнкер.
Видимо, подразумевался проект, разработанный Минэкономразвития в конце ноября 2016 года. Тогда министерство предлагало обязать экспортеров необработанной древесины получать в МЭРТ карточки регистрации-учета внешнеэкономических контрактов.
Эти лицензии на экспорт дерева, по задумке должны действовать на протяжении 12 месяцев. При этом для получения такой лицензии нужно подтверждение, что внешнеэкономический контракт уже оплачен заказчиком.
С тех пор появился еще один проект. Автор — нардеп Анатолий Денисенко (внефракционный) предлагает ввести временную 15% пошлину на экспорт необработанной древесины и госрегистрацию соответствующих внешнеэкономических договоров взамен моратория. Это предлагается, «учитывая информацию о случаях вывоза необработанных лесоматериалов за пределы таможенной территории Украины».
Некоторые эксперты отмечали, что мораторий создал условия для контрабанды, и вырубку не остановил. Но Геннадий Москаль убежден, что массовая вырубка — выдумка. Дескать, полиция должна вместе с лесной охраной делать рейды, проверять, выявлять незаконные пилорамы. А главная проблема лесного хозяйства – «некорректная политика» Государственного агентства лесных ресурсов. По мнению чиновника, нужно перевести профильное госуправление в подчинение области, как это было раньше. А отмену моратория он считает недопустимой.
Но президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что власти сделают все возможное, чтобы отменить мораторий, и «скорее всего вырубка леса примет катастрофический характер». По его мнению, нынешней власти безразлично будущее страны. «Сейчас главнее заполучить деньги в ЕС и быстро «освоить», — говорит он, отмечая, что все деньги, которые дает ЕС, это не "помощь", а кредиты, которые нужно будет погашать.