В конце лета – начале осени текущего года в Украине появился новый вид обращений к президенту страны, — электронные петиции. Этот механизм донесения до высшего должностного лица страны информации о желаниях активной части интернет-сообщества был практически один в один скопирован с американского образца.
По крайней мере,по форме, но не по содержанию. Мало того, для рассмотрения петиции в Украине надо собрать намного больше подписей тех, кто её поддерживает, чем в США, если соотнести количество подписантов с общим числом граждан. В Соединенных Штатах, при населении более чем 300 миллионов человек, для рассмотрения петиции президентом требуется собрать 100 тыс подписей. В Украине, с населением в 40 млн человек – 25 тыс подписей. То есть в пересчете на проценты от количества граждан выходит, что у нас надо собрать в два раза больше подписей, чем в Штатах. Но это не самое большое и важное отличие.
В нашей стране нет механизма, который бы позволил хоть как-то связать петицию с действующем законодательством, не говоря уже о возможной имплементации каких-либо положений условной и одобренной Президентом петиции в нормативно-правовую базу. Сколько бы подписей не собрало то или иное электронное обращение к Президенту, оно, по сути, представляет собой не более чем вариант нерепрезентативного социологического опроса.
Не удивительно, что на все петиции, которые находятся в статуе «получен ответ президента», глава украинского государства в общем-то и не отреагировал вовсе. Если внимательно посмотреть на ответы к обращениям с пожеланиями «законодательно утвердить право граждан Украины на защиту» (36 244 подписей), «назначить М.Саакашвили премьер-министром Украины» (31 505 подписей) и «отменить растаможку и акцизный налога на импорт авто» (38 326 подписей), то окажется, что ни личной позиции Президента, ни каких-либо его конкретных шагов (издания указов или распоряжений) в ответах нет.
А что же там есть? А есть отсылки к нормам различных законов и Конституции Украины. Кроме того, в ответах говориться о том, что:
· часть из изложенного в петициях не относится к полномочиям Президента, а потому не может быть выполнена,
· часть требует изучения Кабмином или еще какими-то учреждениями, но президент не дает им не каких поручений, а «обращается с просьбами» или же просто обращается,
· для ответов на пожелания, выраженные в петиции надо привлекать экспертов, общественных деятелей и дорабатывать сами пожелания.
Делает ли вышеизложенное из электронных петиций некий «инструмент демократии»? Конечно же нет. Виноваты ли в этом сами петиции или плох их механизм? Тоже нет. Просто до тех пор, пока петиции не станут частью правового процесса, и Президент не будет обязан на них реагировать в соответствии с нормами соответствующего Закона Украины, они так и останутся простым опросом мнений активной части населения страны. И не более…