Реформаторский зуд не покидает Владимира Гройсмана и его правительство. В списке выдаваемых «на гора» документов засветилась “Новая энергетическая стратегия Украины до 2035 года: безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность”.
История современной Украины – это фактически летопись ее попыток обрести энергетическую независимость, которая автоматически давала бы ей независимость политическую. Но парадокс в том, что именно энергетическая зависимость от Москвы была базовым источником денег и власти для украинских олигархов и президентов. Только прямая война с РФ заставила украинскую власть думать об энергетической независимости по-настоящему.
Представленная правительством Стратегия, как и любой другой документ из-под пера кабминовских чиновников, оказался насыщен общими и абстрактными умозаключениями и предположениями.
Более детальные количественные и временные показатели обещаны авторами в будущих программах развития «подотраслей».
Для реализации всех начинаний, запланированных в Стратегии, потребуются изменения в законодательстве и принятие новых законов.
Стратегия разделяет будущее на три этапа: до 2020 года, до 2025 года и после 2025 года до 2035.
Первый этап:имплементация Третьего энергетического пакета в соответствии с энергетическим законодательством ЕС, внедрение возобновляемых источников энергии (до 11% в балансе), увеличение добычи газа, создание рынка угля.
Второй этап:Интеграция украинской энергетики с энергосистемой ЕС, замещение устаревших мощностей, повышение уровня «корпоратизации» энергетических компаний, в частности, в плане использования внутренних и внешних рынков капитала. Надо ли это понимать, что украинскую атомную энергетику загонят в долги и продадут, концепция умалчивает.
Третий этап:Инновационное развитие энергосектора, строительство новой генерации, внедрение смарт-технологий. Возобновляемые источники энергии не менее 25% от объема энергобаланса.
Авторы Стратегии делают себе послабление и заявляют, что разработка документа определяется в условиях высокой неопределенности и военной агрессии РФ
Ключевые моменты Стратегии
Правительство планирует снизить в 2 раза энергоемкость украинского ВВП до 2035 года.
Стратегия декларирует безальтернативность использования ядерной энергетики.
На период до 2035 года Стратегия планирует вывести добычу газа в Украине на максимальный уровень, в том числе из “нетрадиционных” источников. Может, под понятием “нетрадиционного источника” имеется ввиду добыча сланцевого газа?
Программа в который раз повторяет обещания власти монетизировать субсидии населению, но без конкретики по срокам – «в перспективе», хотя уже сегодня понятно, что деньги на субсидии населению катастрофически кончаются.
Доля одного источника первичных энергоресурсов в Украине не должна превышать больше 30%.
Отказ от формирования ценовой и тарифной политики по принципу “затраты плюс”.
Стратегия планирует обеспечить возможность покупать европейским партнерам природный газ на восточной границе Украины с РФ, для чего потребуется обеспечить точки входа на границе станциями измерения и учетом газа, а также его качественных параметров. Конечно, если транзит с РФ сохраниться.
До 2025 года Украина будет иметь излишек генерирующих мощностей, а после 2025 года потребуется их обновление.
До 2025 года понадобится продолжить срок эксплуатации 6 ГВт АЭС и 9 ГВт ТЭС. Источники финансирования не указаны.
Предполагается внедрение договоров энергосервиса в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном секторе. Предоставляющая подобные услуги компания, получает доход за счет достигнутой экономии.
Не менее 50% потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов должно будет перейти на класс не ниже Евро-5.
В контексте развития возобновляемой энергетики акцент будет делаться на ветровой и солнечной энергетики, использования биомассы, гидроэнергетике.
В сфере энергоэффективности, власть, похоже, смерилась с потерей централизованных систем отопления в городах и уже предполагает переход на индивидуальное при экономической целесообразности. А такая целесообразность будет наверняка, так как денег на переукладку труб и их модернизацию у энергокомпаний и муниципалитетов нет, а если и найдутся, то граждане будут не в восторге от увеличения тарифов.
Консервация и закрытие государственных угольных шахт будет происходить до 2025 года. При этом правительство рассчитывает на международную помощь в плане решения неизбежных социальных вопросов, создания новых рабочих мест, а также негативных экологических.
В сфере обеспечения ядерным топливом, планируется возобновление и расширение добычи урана, создание возможностей для производства ядерного топлива, разработка концепции утилизации отработанного ядерного топлива, которое неизбежно будет оставаться на территории Украины.
Бремя трубы
Что касается газотранспортной системы, то Украина планирует привлечь к ее управлению иностранных партнеров.
Примечательно, что авторы Стратегии понимают, что Украина вплотную подошла к потере статуса транзитного государства, так как де-факто “стратегия ЕС уже не ориентирована на потенциал Украины как важнейшей энергокоммуникационного звена на Востоке, так как интересы отдельных влиятельных стран-членов берут верх над совместно определенными приоритетами”.
Это не праздный вопрос, ведь реверсом в Украину из ЕС поступает тот же российский газ, изначально прокаченный по украинской трубе. Когда РФ начнет качать газ по обходным газопроводам, газа для Украины в ЕС может не оказаться — пропускная способность не позволит. Придется идти на поклон к Кремлю или платить гораздо больше. Эти скользкие вопросы программа обходит стороной.
Ответа на основной вопрос нет
В целом у Стратегии существует важный и принципиальный изъян – непонятно с какой целью она писалась. Базовым потребителем электроэнергии в любой стане является бизнес в лице промышленных предприятий. Каким образом их интересы представлены в стратегии? Они получат гибкое тарифообразование? Доступное подключение к энергосетям? В Украине станет выгодно проводить новую индустриализацию? Данная стратегия фактически описывает украинскую энергетику, как в самодостаточную «вещь в себе». Может, текущие темпы деиндустриализации Украины сделают большую часть мощностей украинской энергетики вообще лишними. Но Стартегия подобными вопросами не заморачивается.
Документ предусматривает интеграцию энергетических систем в ЕС, имплементацию Третьего энергопакета, но не уделяет внимания анализу процессов, происходящих даже в трансграничной области. Какие энергомощности планируют или возводят наши соседи? Сможем ли мы экспортировать электроэнергию, или нам придется стать импортером?
Возобновляемые источники энергии в виде солнечных и ветровых электростанций это хорошо. Но почему в Стратегии нет никаких намеков в развитие перспективных научных разработок в сфере энергетики, почему Украина не принимает участие в международных проектах по разработке того же термоядерного реактора?
В любом случае проект представленной Стратегии стал отличной точкой отсчета для дискуссии по всему спектру энергетических проблем государства. Хочется надеяться, что документ не утонет в стопке других «стратегий» и «программ», выдаваемых правительством с завидной регулярностью.