Энергетическая бедность: Что принесет повышение стоимости электроэнергии

Отмена льготного тарифа на электроэнергию с начала года принесла резкий рост долгов потребителей за «свет». В намерениях правительства повышать этот тариф летом. Последствия этого шага предугадать не сложно, а вот как смягчить новую финансовую нагрузку на население или избежать подорожания, чиновники популярно не говорят.

«Резко поднимать тарифы побоятся»

В конце мая в СМИ начали циркулировать разговоры, что со второго полугодия в Украине вырастет стоимость электроэнергии. Тариф в размере 1,68 гривен за кВт-ч будет действовать до конца июня, а дальше могут заработать несколько сценариев, разработанных НКРЭКУ. Называлась даже конкретная цифра: стоимость электроэнергии может вырасти до 2,22 гривен за кВт-ч. А новый министр энергетики Герман Галущенко обещал предоставить к 1 июля новую модель, которая бы смягчила финансовую нагрузку на определенные слои населения.

Среди чиновников и экспертов бытует мнение, что повышать стоимость электроэнергии нужно было еще вчера. Экс-заместитель министра энергетики Украины Юрий Бойко писал на своей странице в фейсбук, что по тарифу 1,68 грн./кВт-ч население должно было платить еще два года назад – в июле 2019 года.

«Так по состоянию на сегодня цена должна составлять от 2,60-2,96 грн./кВт-ч по г. Киеву и Днепропетровской области, до 3,70-4 грн./кВт-ч в Ивано-Франковской и Луганской областях соответственно (тариф на распределение на сегодня самый высокий именно в Луганской области и в три раза выше, чем в г. Киеве)», – написал Юрий Бойко.

Эксперты соглашаются, что предпосылки к повышению есть, но резко повышать стоимость электроэнергии в правительстве не решатся.

«Издержки на поставку киловатт-часа примерно 3,50 гривен с НДС, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Наверное, побоятся поднимать так резко тариф на электроэнергию, потому что будет, по сути, двукратное повышение. Очевидно, ограничатся меньшим. Но, к сожалению, это объективная реальность, и я не представляю, как дальше диспропорции на рынке электроэнергии возможно сдерживать, если государство не изыщет для этого механизмов. Разрыв перекрестного субсудирования просто огромный, долги перед производителями огромные, и чем эти долги покрывать, никто не понимает. Просто денег не хватает, вот и все».

Глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко считает, что при повышении стоимости электроэнергии должна быть не только ответственность потребителей, которые за это платят, но и поставщиков услуги.

«Качество услуг должно быть изменено, – говорит эксперт. – Мы должны получать качество: не должно быть перепадов в сети, а то у нас бывает так, что не 220 В, а где-то 170. Поднимая тарифы, мы должны задействовать государственную программу модернизации всей системы энергоснабжения».

Рост субсидий и неплатежей

Стоимость электроэнергии повысили с начала года. Ранее действовал льготный тариф: потребляешь до 100 кВт-ч – платишь 90 копеек. Такой уровень потребления был у значительного количества домохозяйств. Естественно, с отменой льготного тарифа они не стали потреблять больше, зато выросли долги.

«Каждое домохозяйство, а их 16,7 миллионов, платит на 78 гривен больше, – говорит Олег Попенко. – У более 20 % домохозяйств, а это очень много, появилась задолженность по электроэнергии. Максимальная задолженность за электроэнергию была полмесяца-месяц максимум у 5 %, а потом резко стала 25 %. Это говорит о том, что домохозяйства не в состоянии оплатить новые тарифы. Это проблема, которая есть и которую не решают. Как только мы получим новые тарифы, мы получим новые долги».

«Последствия – это развал энергосистемы и неплатежи, рост неплатежей со стороны населения, банкротство многих энергоемких производств и повышение цен в сфере обслуживания», – добавляет экономический эксперт Всеволод Степанюк.

При отмене льготного тарифа уровень платежей за электроэнергию в Украине составил 71,5 % в январе и только потом выровнялся в феврале (96,1 %) и марте (102,7 %). Выросли и долги за поставку и распределение электроэнергии. Если в декабре 2020 года они составляли 6,1 миллиардов гривен, то в марте 2021 года уже были на уровне 7,8 миллиардов. Они выросли на 28 %. Весьма вероятно, что после очередного подорожания «света» долги скакнут еще на какой-то порядок. Еще одним последствием может стать то, что государство должно будет увеличивать помощь населению по оплате жилищно-коммунальных услуг.

«Конечно, негативные будут последствия, конечно, нужно будет больше субсидий, – говорит Дмитрий Марунич. – Власти придется изыскивать миллиарды гривен на субсидии, но мне кажется, что отступать им просто некуда будет. Иначе погашать огромные диспропорции в десятки миллиардов. Просто нечем, нет денег. Промышленность не может уже платить больше. Она и так платит уже больше, чем в Европе. Это печальная ситуация».

Кроме долгов и неплатежей, еще одним последствием повышения стоимости электроэнергии будет вынужденная экономия населения на потреблении, а также отключение от услуг. Субсидии не решают проблемы, а работа по повышению уровня благосостояния граждан не ведется.

Эксперты считают, что необходимо вводить определенную градацию для населения в зависимости от уровня потребления. Этот механизм позволит снизить нагрузку подорожания электроэнергии для потребителей, слабо обеспеченных материально. «Уравниловка» здесь ни к чему.

«Среднее потребление по Украине 170 кВт-ч, – рассказывает Олег Попенко. – 30 % украинцев потребляет до 100 кВт. Это очень мало, это энергетическая бедность. Есть определенное количество людей, которые потребляют по 500, 1000 кВт, но они платят по 1,68. Для них нужно поднять. Во всем мире существует градация частного потребления. Если в промышленности чем больше ты потребляешь, тем цена должна быть ниже, то в бытовом потреблении наоборот. Если ты можешь позволить себе огромный дом, коттедж, пентхаус, то при этом ты дополнительно должен нести ответственность за это. Если ты больше потребляешь электроэнергии, значит, ты больше платишь».

По мнению эксперта, эта градация должна выглядеть так: «До 100 кВт, до 150, пускай даже до 200 кВт-ч человек платит 1,68 гривен, хотя мои первые расчеты говорили, что и 300 кВт – тоже нормальная цифра. Минимально ставим 1,68 гривен. Потом следующий этап мы ее поднимаем, условно выше 500 кВт – 2,40 гривен, и свыше 700 или 1000 кВт мы можем ее сделать 3,50 гривен», – говорит Олег Попенко.

Еще одним шагом может стать повышение производства электроэнергии государственными компаниями, преимущественно на АЭС и ГЭС. Кроме того, необходимо урегулировать вопрос дорогого «зеленого тарифа», который вырабатывается на основе возобновляемых источников энергии. Как известно, мощности станций ВИЭ в Украине постоянно растут.

«На сегодня ориентировочно мы считаем, что в “пироге” атомной электроэнергии около 50 %, – говорит Олег Попенко. – Несколько лет назад мы вырабатывали 60. Все прекрасно знают, что она очень дешевая. Если мы увеличиваем объем производства атомной энергетики, соответственно мы уменьшаем общую стоимость электроэнергии. Соответственно для потребителя где-то будет дешевле. Если мы имеем возобновляемые источники электроэнергии и они самые высокие в Украине, а у нас рынок электроэнергии, мы эти мощности электроэнергии можем не выкупать как государство, а ввести конкурсы, и уже сам продавец на рынке походит и продаст».

«Атомная электроэнергия стоит приблизительно 50 копеек кВт-ч, – говорит Всеволод Степанюк. – Не намного больше, меньше гривны стоит гидроэнергия. Этой энергии вполне достаточно для населения. Цена на электроэнергию растет в интересах так называемой зеленой энергетики, которая очень дорогая. Закон, по которому она стоит, позволяет окупить капиталовложения за 1-2 года, хотя окупаемость электростанций должна быть лет 50, а не 1-2 года. Отсюда высокий тариф. Он обусловлен тем, что население потребляет не государственную электроэнергию с АЭС и ГЭС, а потребляет зеленую энергетику. Население заставляют покупать электроэнергию именно у олигархов, а не у государства. Если бы электроэнергия шла из государственных предприятий, то тариф можно было бы даже снизить, а не повышать».

Читайте также по теме