Материалы, представленные в ежегодном отчете влиятельной международной организации «World Orphan Project» (WOP), поражают парадоксальностью фактов. На сегодняшний день полными сиротами – лицами, не имеющими обоих родителей, в Украине признаны только 10% детей. Более 40% составляют так называемые «отказники», в свое время оставленные в роддомах и яслях. Остальные пятьдесят процентов — дети «неблагополучных мам и пап», принятые на полное государственное обеспечение по судебному решению. Специалисты утверждают, что подобная статистика имеет «стойкую отрицательную тенденцию».
В ходе своего недавнего визита в Харьков Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко не скрыл раздражения и совершенно несвойственного для эксперта такого ранга удивления. Выступая перед журналистами, он заявил, что только с начала нынешнего года в региональные интернаты и детдома по просьбе родителей были устроены 85 детей. Всего же только на Харьковщине насчитывается 4912 несовершеннолетних, по разным причинам лишенных родительской опеки. Нечто похожее – с куда более плачевными статистическими данными — наблюдается и в соседних — Сумской, Луганской, Днепропетровской, Донецкой и Полтавской областях.
Сегодня в так называемых «социальных общежитиях» — (по-другому – просто приютах, – Д.Б,) — пребывают десятки тысяч наших маленьких сограждан, чей жизненный статус определяется несколькими канцелярскими словосочетаниями. «Это аномальная ситуация, — отметил, в частности, Павленко. – Ради сохранения сети интернатов было нарушено право детей на воспитание в нормальной семье». «Детский омбудсмен» напомнил, что в названиях, по меньшей мере, 17-ти из 27 коммунальных учреждений, зачастую именуемых «детдомами», изначально заложена дискредитация их воспитанников. «Для больных сахарным диабетом», «Для страдающих умственной отсталостью», «Для неполноценных» — вот далеко не весь перечень характеристик пресловутых приютов, фигурирующих даже в официальных документах. Любой ребенок, отдаленно оказывающийся своеобразным заложником такого словосочетания, рискует на долгое время стать воспитанником этих заведений, считает Павленко.
Точки соприкосновения
«Заберите моего придурка!» Эту фразу, которая может повергнуть в шок любого мало-мальски порядочного родителя, написала мать пятилетнего сумчанина. В обращении в местные социальные органы женщина констатировала буквально следующее: «Он мешает мне реализовывать право на личную жизнь. Если вы не избавите меня от него, я найду способ избавиться от него сама!». Мальчик родился с задержкой развития и требовал к себе повышенного внимания, что явно не устраивало ведущую разгульный образ жизни мамашу. Родительница периодически получала предупреждения от представителей опекунских организаций и даже инспекции по делам несовершеннолетних, однако, это не мешало женщине «забывать» кормить сына, оставлять его на несколько дней в холодном доме, а нередко и попросту избивать. Кроме того, как было отмечено впоследствии в документах австрийского благотворительного фонда «Meyer&Meyer», мать частенько давала мальчику спиртное – дабы он поскорее засыпал и не кричал по ночам.
Когда ребенка при посредничестве того же фонда и правоохранителей все-таки определили в детский дом, а мать лишили родительских прав, малышу потребовалась помощь целого ряда врачей, включая психиатра и даже нарколога. Далее потенциальные опекуны столкнулись с проблемой, о которой и говорил Павленко. Все дело в том, что ребенок оказался в детском доме «для страдающих умственной отсталостью»; усыновление пациентов таких специальных заведений – дело крайне длительное и хлопотное. В итоге семья из Вены, пожелавшая взять малыша на воспитание, вот уже несколько лет безуспешно обивает пороги различных украинских инстанций. «Специализация интернатов не должна быть клеймом и уж тем более становиться приговором отдельно взятому ребенку, — сказала в интервью агентству «ГолосUA» эмиссар «Meyer&Meyer» Татьяна Костюченко. – Важно найти точки контактов между чиновниками и приемными родителями, вплоть до изменения существующих правил и облегчения процедуры усыновления. Порой от этого зависит детская судьба».
За гранью здравого смысла
В свое время неплохим решением проблемы детей-сирот в Украине стало создание так называемых «детских домов семейного типа». Подобные заведения в стране открывались практически повсеместно: приемные родители-воспитатели получали стабильную бюджетную зарплату, дети находились на полном государственном обеспечении, а жилые помещения предоставлялись местными администрациями в безвозмездное пользование. Эффект подобной практики был потрясающим: только за последние пять лет – с 2006-го года — украинцы приняли в свои семьи около 10 тысяч детей. Причем, как отмечали специалисты, осуществляющие надзор за условиями их проживания, в большинстве своем дети получали отличное образование и воспитание, были хорошо одеты и накормлены.
Но произошло нечто невообразимое, находящееся, если так можно выразиться, за гранью здравого смысла. Отлаженный механизм полномасштабной программы государственной поддержки детдомов семейного типа внезапно дал сбой. В сентябре-октябре нынешнего под угрозой закрытия по разным причинам оказались сразу семь таких учреждений – в Закарпатье, Запорожье и Донецке. Так, например, в Ужгороде, ранее считавшимся региональным лидером по числу усыновленных детей и лиц, поставленных на опекунский учет, в ближайшее время будут закрыты два крупных «семейных приюта», в каждом из которых воспитывается по 30 детей. Причина банальна – нехватка средств и отсутствие документальной базы.
Именно пресловутая «документальная база» стала серьезной проблемой для супругов Похвальных, основателей одного из первых в Украине «семейных детских домов». (Евпатория). Вячеслав Николаевич и Людмила Леонидовна, воспитавшие 30 приемных детей, достигли, выражаясь юридическим термином, «ограниченно дееспособного возраста». Местные власти, которые, тем не менее, признают заслуги Похвальных, ссылаясь на законодательство, утверждают, что возрастная разница между родителями-воспитателями и детьми не должна превышать 45 лет. Порог разницы превышен, и супругам предложили вместе с тремя детьми, на сегодняшний день находящимися на их попечении, выселиться из здания детского сада, отданного под «семейный детдом». Как полагают Похвальные, «юридическая ниша» для выселения была найдена чиновниками из-за нежелания продолжать выплачивать им, помимо пенсий и субсидий, «родительскую» зарплату. «К сожалению, здесь закон беспристрастен, — подчеркнул агентству «ГолосUA» практикующий адвокат Артур Тесленко (Симферополь). – Вполне возможно, специальные комиссии должны пересмотреть его основные пункты, но до тех пор, пока не наступит такая «Эра милосердия», «лазейки» в нем будут существовать».
Право выбора
Сегодня во Всемирной паутине все чаще можно найти отчеты представителей западных социальных служб и благотворительных организаций, занимающихся спонсорской поддержкой украинских сирот, в частности, и детских учреждений, в целом. Большинство экспертов склоняется к мнению о неудовлетворительной заботе официального Киева о своих маленьких гражданах, волею судеб лишившихся родителей. Возможно, на этом фоне такие популярные у нас истории об обретении одинокими детьми «второй семьи», скажем, в США, Италии или Норвегии, действительно кажутся сказкой. Впрочем, эту сказку вполне могут воплотить в жизнь и украинские взрослые. Право выбора – по какую сторону кабинетного стола они бы ни оказывались – у них есть.