Есть истины, в которых трудно себе признаться, но спорить с реальностью бесполезно: Украина переживает один из самых сложных экономических периодов своей истории. Даже мировой кризис 2008-2009 годов был не столь разрушителен для нас, поскольку мы еще не успели накопить огромную массу долгов перед МВФ, «выедающих» сейчас все наши ресурсы. Единственное, что удерживало нашу экономику на плаву, – это кооперация и торговля в СНГ. Но после подписания соглашения об ассоциации с ЕС, мы добровольно отрекаемся от выгод Таможенного союза…
Последняя новость от Нацбанка:в октябре его золотовалютные резервы сократились еще на 4,6% — до $20,632 млрд. Это критически мало для такой страны, как Украина. Но шокирует не столько цифра, сколько темпы проедания стратегического запаса: еще два с половиной года назад он составлял $38,35 млрд. С начала года резервы уменьшились на $4 млрд. В ближайшие два месяца еще почти $1,7 млрд. долговых выплат. Все это – результат губительной «дружбы» с МВФ, которая загнала Украину в долговую яму, из которой нет выхода.
Фактически, все, что у нас сейчас есть – это долги и земля, которая может стать разменной монетой в расчетах с западными кредиторами, когда закончатся валютные резервы. Никто не заметил, как умерли несколько отраслей украинской промышленности: производство бытовой техники, обуви, электроники. Они просто не выдержали конкуренции с импортом, который накрыл страну после вступления в ВТО. По мнению экспертов, если сохранится нынешняя динамика сокращения внутреннего производства, к 2022 году из розничной торговли полностью исчезнут украинские непродовольственные товары.
Впрочем, прогноз может сбыться гораздо быстрее. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе в ноябре этого года, навсегда закроет для нас последний рынок сбыта несырьевой продукции – Таможенный союз и Россию. Условия, которые нам диктуют из Брюсселя, направлены исключительно на то, чтобы перерезать «пуповину», еще соединяющую нас с соседями-славянами. Обязательная имплементация европейских стандартов, открытие границ для их товаров, квоты и ограничения на наши товары, отмена и снижение пошлин на импорт, отказ от ГОСТов, приоритет для вывоза из Украины сырья – все это добьет и так едва живую украинскую экономику.
Уже сейчас торговый оборот с Россией падает катастрофически. Официальная статистика утаивает цифры, но источники, близкие к переговорам, говорят о $18 млрд падения с начала года. Отказ России покупать вагоны Крюковского завода почти до нуля снизил официальный украинский экспорт машиностроения. Потому что никуда, кроме СНГ и прежде всего стран Таможенного союза, эта продукция не шла. Аналогичная ситуация по другим предприятиям: рабочих массово готовят к увольнению или отпускам за свой счет.
Возникает вопрос: что в таком случае дает нам интеграция в Таможенный союз? Кроме обещанного удешевления газа почти на треть, что само по себе весьма значительно, с учетом наших экономических реалий. Ответим честно: главным образом — возможность сохранить то, что есть, и развивать то, что еще можно развить.
КПУ решила по этому поводу провести референдум и дать возможность украинцам сделать выбор, куда нам лучше идти: в ЕС или ТС. Однако действующая власть всячески пытается пресечь эти попытки: то запретами через суды, то отказами ЦИК. А пока вопрос не решен, «ГолосUA»решил дать возможность нашим читателям из различных регионов высказаться на данную тему…