Вчерашний теракт в Париже, ставший самой кровавой трагедией в новейшей истории Объединенной Европы, в буквальном смысле этого словосочетания всколыхнул мировую общественность. Политики, эксперты, правоохранители и простые обыватели сегодня в один голос говорят о «реальной угрозе, нависшей над цивилизованным миром» — угрозе экстремизма. В самой Франции объявлен так называемый красный – высший уровень опасности, а силы полиции Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании и Португалии переведены на усиленный режим работы. Как подчеркивают аналитики, в настоящее время ни одна из европейских стран уже не может чувствовать себя спокойно – дескать, террористы фактически объявили ЕС войну. Войну, в которой, впрочем, победителей не будет.
Кадры, снятые на камеру мобильного телефона и впоследствии выложенные во Всемирную Паутину, действительно шокируют. Двое неизвестных сначала открывают огонь из автоматического оружия по окнам редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo, расстреливают в упор двоих прохожих, а затем врываются в здание, где впоследствии убивают еще десятерых человек. Полиция прибывает на место происшествия относительно оперативно – через восемь минут, однако террористы к тому времени успевают ретироваться. Комментируя эти кадры в эфире национально телевидения, министр внутренних дел Франции Бернар Казнев отметил, что преступники действовали по заранее составленному плану, причем, они были прекрасно осведомлены о распорядке дня редакции журнала – преступление было совершено как раз во время планерки, когда в кабинете главного редактора собираются ведущие сотрудники издания. «Мы обязательно поймаем убийц и они, вне всякого сомнения, понесут заслуженное наказание», — как-то весьма неубедительно и даже с неким сомнением произнес Казнев.
Французский президент Франсуа Олланд, если так можно выразиться, «копнул глубже». «Ответственность за эту чудовищную выходку лежит на всех экстремистских силах, которые словно осьминог, охватили своими щупальцами всю Европу. Наша задача – не дать этим силам развиться окончательно, иначе войну с ними мы просто проиграем», — сказал он, объявляя в стране трехдневный траур по погибшим. Между тем, подобная констатация факта многим обозревателям (и не только европейским) показалась слишком уж запоздалой. Ни для кого не секрет, что по какой-то необъяснимой и поистине странной причине стражи порядка не менее чем десяти государств ЕС совершенно не обращали никакого внимания на наличие «у себя под боком» исламистских организаций, самым активным образом вербовавших «солдат джихада» для боевых действий в Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане. Как-то не отреагировали ни политики, ни пресловутое сообщество на инцидент в Великобритании, когда воинствующий экстремист с криком «Аллах Акбар!» отрезал голову британскому солдату. Явно забылась история с немецким подростком, зверски убитым исламским фанатиком в окрестностях Гамбурга. Мало кто вспоминает инцидент в Палермо, где иммигранты из Ирака, скандируя религиозные лозунги, покалечили старика.
Совершенно очевидно, что расстрел редакции в Париже стал очередным вызовом не только властям Франции, но и всей Западной коалиции, ведущей боевые действия против радикальной группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Возможно, именно поэтому трагедия в редакции Charlie Hebdo так переполошила Европу.
«Образно выражаясь, террористы объявили цивилизованному миру в целом и Евросоюзу в частности войну, — сказал в комментарии ГолосUA европейский эксперт Клаус Хофф (Бельгия). – Нельзя исключать, что уже в ближайшее время теракты произойдут, например, в Брюсселе, Берлине или Гааге. Так уж само собой получилось, что подобную войну европейцы теперь предчувствуют. Но никто не может сказать, насколько эффективно они будут противостоять врагу на этой новой для себя войне».
Понятие «война» уже фигурирует в контексте событий в Европе, по меньшей мере, несколько месяцев. Еще в ноябре прошлого года один из лидеров ИГИЛ Абу Бакр выложил в Интернет свое обращение к Европе, где заявил, что его группировка объявляет ЕС джихад. «Трепещите, наши моджахеды скоро зальют кровью и Рим, и Париж, и Лондон», — довольно патетически подчеркнул он. Тогда на эти слова никто не отреагировал, а зря. Возможно, если бы сотрудники спецслужб европейских стран проявили определенную бдительность, трагедии в Charlie Hebdo удалось бы избежать. Но история, как известно, сослагательного наклонения не знает.
Дело – в дне сегодняшнем. В той же Всемирной Паутине на всевозможных форумах уже появляются призывы к «джихаду против ЕС». Если соответствующие органы на территории от Копенгагена до Афин должным образом на них не отреагируют, нет никакой гарантии, что парижская трагедия не повторится. Ибо вызов Европе уже брошен.