Политический сезон, который традиционно заканчивается с уходом парламента на каникулы, в этот раз затянулся. Причина — слушание уголовного дела против лидера оппозиции Ю. Тимошенко. Власть не смогла сделать процесс протии лидера БЮТ быстрым, потому и «политического отпуска» не получилось — большинство политиков, депутатов, министров остаются на своих местах, чтобы следить за процессом и быть под рукой — на всякий случай. Кроме того, власть сейчас проводит социологические замеры своей популярности: рейтинг Партии регионов упал до максимально низкой отметки в 13 процентов. Поэтому большинству политического бомонда не до отдыха: они ждут резюме социологов, готовясь исправлять ошибки.
Первое. Блиц-крига в отношении противников и конкурентов «регионалов» не получилось — и это главный итог сезона весна-лето-2011 года. Власть не знает, что делать с оппозицией, в частности, с Ю. Тимошенко. Это видно по нелогичным действиям и в отношении политических «осужденных» (одних выпускают на свободу, других разыскивает Интерпол, вновь реанимируются дела Кучмы, майора Мельниченко, дела против членов молодой команды Леонида Черновецкого) — то есть, власть лихорадочно мечется, не зная, как спасти ситуацию: то ли «садить» и потом миловать лидера БЮТ, то ли отвлекать внимание общественности и СМИ, «включая» другие уголовные дела против публичных политиков. Недаром же в ход пошли заявления спикера Литвина по делу Гонгадзе, обвинения в адрес «мэрских сослуживцев» Кильчицкой и Басса… Но в любом случае, команде Президента и правоохранителям не удалось доказать народу главного: что они по справедливости решают вопрос с теми, кто 5 лет разворовывал Украину, а не занимаются политическим отмщением.
Второе. Власть пошла в наступление на Конституцию. Была отменена политическая реформа, предполагающая децентрализацию власти. Страна вернулась к Конституции образца 1996 года, которая вновь «повернула» Украину в сторону президентской республики и усилила властные полномочия гаранта. Виктор Янукович показал себя сторонником сильной «монархической» власти и адептом белорусского сценария. Проблема лишь в том, что такая позиция не коррелируется с заявлениями лидера Украины и МИД об избрании курса на евроинтеграцию и подписании договора о зоне свободной торговли с ЕС. Несмотря на довольно бурные внешние отношения, Украина пока не продвинулась в сторону сближения с ЕС. Основные проекты: послабления визового режима и договор о ЗСТ перенесены на осень. В вопросах внешней политики наша страна и ее руководители оказались в ситуации, аналогичной развитию «дела Тимошенко»: большинство украинцев не понимает выбранного направления внешней доктрины, а потому и не поддерживает Януковича и его команду.
Третье. Непростые отношения с Россией, которые пока не удается вывести на понятный уровень украино-российской дружбы. Дружбу омрачает стоимость газа: Россия не намерена терять свою выгоду, а если и согласна «поступиться принципами», то только в обмен на значительные геополитические уступки со стороны партнеров. «Харьковские соглашения» оказались всего лишь временной «передышкой», а не государственным соглашением. Рано или поздно, Украине придется поступиться национальными и экономическими интересами, поскольку все попытки «шантажировать» РФ и Путина с помощью кораблей НАТО или переговоров в Брюсселе, закончились провалом.
Да, Украина пока еще не «созрела» для вступления в Таможенный союз, но активно пошла на сближение с официальной Москвой в плане совместного использования ГТС. Объединения компании «Нефтегаз» и российского «Газпрома» не будет, как пообещал Президент Янукович, скорей всего, будет избрана форма сотрудничества не так бросающаяся в глаза. Например, расформирование «Нефтегаза» передача его полномочий одной из новосозданных структур. Другими словами, в «российском вопросе» Украине не удалось отстоять свою независимость, принципы, экономическую выгоду. Все эти понятия были обменяны на «формулу цены газа» — как и всегда.
Четвертое. Украина твердо встала на путь непопулярных реформ — таково было «желание» Президента. Парламент рекордными темпами принял пенсионную, медицинскую, налоговую реформы. На подходе — земельная перестройка и передел «милицейско-прокурорской» сферы с помощью нового Уголовного кодекса, изменений в законы о прокуратуре и милиции. Также и глава государства и его политические соратники настаивают на необходимости скорейшего проведения и судебной реформы: то, как ведутся дела Тимошенко, Луценко, Макаренко и пр. подтверждаю — необходимость в этом назрела.
Проблема заключается в том, что власти не удалось наладить диалог с обществом и объяснить ей суть и необходимость нововведений, которые крайне болезненны для большинства украинцев и затрагивают прежде всего социальные вопросы. Так, пенсионная реформа не только повышает пенсионную планку для женщин, она, фактически, снимает с государства его патерналистические обязательства: отныне о пенсиях должен заботиться сам гражданин, а не государство. Налоговая реформа также не решает вопросов детенизации бизнеса, упрощения жизни для малых и средних предпринимателей: большинство предпринимателей «сворачивают» свою деятельность или уходят в оффшоры, в подполье, в никуда… Пока неясно, как сработает реформа здравоохранения. Но, видимо, по принципу пенсионной: спасение больных — дело рук самих больных. Такой подход к реформированию усиливает протестные настроения в обществе, что чревато социальными бунтами к осени.
Пятое. Земельный вопрос. Власть твердо решила отменить мораторий на землю и начать ее продажу. Мораторий будет отменен в 2012 м году, а подготовительные работы к земельной реформе уже ведутся вовсю — Верховна Рада приняла закон о земельном кадастре. Осенью она, вне сомнений, поддержит и закон о рынке земли. Принципы продажи сельскохозяйственных угодий неясны, но украинские латифундисты забеспокоились: говорят, им придется еще раз заплатить за земли, которые они скупили по бросовым ценам. Еще одной дилеммой является потенциальное разрешение продавать землю иностранным инвесторам, что, безусловно, следует считать утратой независимости. Земля — это главный актив, который остался в запасе у нынешней команды, поскольку приватизация мало кого интересует: «все уже украдено до нас». Тем более, что внятной концепции приватизации, как и внятной концепции земельной реформы не предоставлено. И это опасно: кто, когда, почему и за сколько выкупит главное украинское богатство неясно, что и вынуждает подозревать власть не в благих намерениях, а в коррупции.
Шестое. Власть старается демонстрировать прозрачность и желание борьбы с коррупцией. Принят пакет антикоррупционных законов и закон о доступе к публичной информации, которые являются ключевыми аргументами в диалоге и с западными партнерами и со своими гражданами. Однако, нежелание руководства исполнять принятые законы демонстрирует обществу и СМИ декоративность намерений команды Януковича. Как известно, большая часть депутатов от Партии регионов отказалась по запросу прессы предоставить декларации о доходах, а сам Президент сильно раздражается, когда его спрашивают о принадлежащей ему собственности в «Межигорье».
Седьмое. Парламент утратил свою функцию представительского органа власти и превратился в машину для голосования по команде Банковой. Верховная Рада больше не самостоятельный орган власти и не свободная политическая площадка. Парламентаризм, как таковой, тоже дискредитирован, поэтому от Верховной Рады зависит все меньше и меньше.
А исполнительная власть — по примеру Кучмы — старается создать парламенту устойчивый имидж «цирка с клоунами». Поэтому все с нетерпением ждут выборов и установления новых правил электоральной игры. Осенью начнется битва за парламент и за новый избирательный закон. Предполагается, что он будет действовать по формуле 50/50, от которой отказались в 2002-м году, однако, не исключена и более сложная конструкция в виде двухпалатного парламента. /> В любом случае, борьба за списки и округа началась.
Активизировалась, несмотря на летние месяцы, партийная работа: на повестке дня реконструкция партийного ландшафта. Уходят со сцены партии – ветераны, вроде СПУ и Народной партии Литвина, «Народная самооборона» Луценко. Ищут новые формы работы «Батькивщина» и «Наша Украина», члены которой отказались от Ющенко, как впрочем, и бютовцы, через какое-то время отрекутся от Юлии Владимировны. Зато активизируются радикальные политические силы, вроде ВО «Свобода» и даже Олег Ляшко создал Радикальную партию Украины, чувствуя общественные настроения. К слову, и «дело Ландыка» — тоже из разряда предвыборных, ведь теперь луганская команда, которую представляли отец и дядя «ресторанного бойца», уступит место более респектабельным кандидатам. И это только начало.
Восьмое. Начали проявляться конфликты по линии исполнительной власти. Первым публичным противостоянием оказалась «пикировка» между премьером Азаровым и главой НБУ Арбузовым, которого называют также «казначеем» семьи Президента, по поводу кредитов МВФ. Прошел ряд кадровых переназначений, в результате которых утратили свои посты министр здравоохранения и вице-премьер по вопросам ЖКХ. Пертурбации в исполнительной власти продолжаться осенью, и вполне могут закончиться сменой премьера. Есть как минимум, 4 кандидата, готовых пересесть в кресло Николая Яновича. Хотя такой пассаж и не будет логичным: главу Кабмина надо «снимать» перед выборами, «повесив» на него все просчеты и неудачи.
Некоторые «подвижки» произошли ив кадровой структуре АП: Президент обзавелся пресс-секретарем, усилилось влияние г-на Левочкина и сильно уменьшилось Анны Герман. Скрытая война за «близость» к телу главы государства продолжиться в новом сезоне. Но это еще не конец.