Если в ОТО не хватает денег: как добиться рационального распределения налогов

В конце 2020 года в Украине еще не завершен процесс децентрализации и, как можно судить по публикациям в СМИ, в некоторых областях в объединенных территориальных общинах (ОТО) не хватает средств на содержание амбулаторий, детсадов, школ. В некоторых случаях председатели ОТО обращаются за помощью к местным предпринимателям, фермерам, которые уверены: если бы каждую общину возглавлял руководитель с опытом рационального распределения полученных налогов, проблемы бы не существовало. Корреспондент ГолосUA выяснял, почему в ОТО не хватает денег и что можно сделать для решения проблемы.

Бюджеты не приспособлены к идеям децентрализации

Как пояснил ГолосUA политический эксперт Руслан Бизяев, децентрализация, запущенная Кабмином при премьер-министре Украины В. Гройсмане, не решила главный вопрос: равномерного перераспределения средств в регионах в соответствии с нуждами населенного пункта.

По мнению аналитика, процесс децентрализации с соответствующими изменениями в законах и подзаконных нормативных актах мог обеспечить равномерное распределение средств в регионах, где небольшая налоговая база и объективно не хватало средств на содержание и обновление технические базы больниц, школ, образование в целом и медицину в целом, на ремонты и на восстановление дорог. Но в течение нескольких лет финансовые документы, где было указано целевое назначение средств для регионов, не были изменены.

«В результате бюджет Украины в целом, так и бюджет на местах – очень мало приспособлены под эту концепцию децентрализации. Это не значит, что денег в регионах нет. Например, бюджет города Черкассы где-то 1 млрд 200 тыс. грн, а бюджет области Черкасской – 600 миллионов. И все деньги концентрируются в областном центре, где есть производство, куда поступают налоги, где средства можно сгенерировать и потом распределить. Но деньги не распределяют так, как было задумано», — говорит эксперт.

Р.Бизяев отметил, что идея децентрализации, предложенная немецкими экспертами, судя по всему, была реализована в Украине недостаточно правильно. Процесс внедрения децентрализации продолжается, но уже видно, что принцип «сильный тащит слабого» не реализован.

«Исходя из моей субъективной точки зрения, изначально объединенные территориальные громады, общины (ОТО) формировались по принципу «сильный тащит слабого. То есть вокруг богатых райцентров и населенных пунктов формировались ОТО. За счет того, что у них были местные налоги, в том числе акцизные сборы – например, с заправок, местных предприятий, магазинов, — они могли «тянуть» местную инфраструктуру. Плюс они получали субвенции. Но даже с субвенциями решить проблемные вопросы было нельзя. Поэтому придумали программу создания ОТО, и, как я знаю, немцы эту программу разработали, взяв на вооружение принцип: надо объединяться вокруг сильного», — сказал эксперт.

«Социальные взносы» фермеров

Как сообщили ГолосUA аграрии, в сёлах, где они проживают, довольно часто община просит помочь личным участием в каком-либо деле, или просит выделить деньги, или просит помочь организовать тот или иной процесс. Что касается добровольного выделения денег, то фермеры называют это «социальным взносом» и редко отказываются помочь. Но это воспринимается не как помощь, а как участие в хозяйственных делах населенного пункта, пояснил ГолосUA директор ООО «Украинская ягода» Тарас Баштанник (Житомирская область).

«Я думаю, после местных выборов останется, как было в том, что касается «социального взноса». Это происходит сплошь и рядом. Если бы не местные фермеры, предприниматели, то трудно сказать, что было бы, по крайней мере, в нашем регионе, в Бердичевском районе Житомирской области. Наш кейс таков, что мы латаем дороги в селе, готовим подарки в школу – например, в виде интерактивной доски. Или оборудование, которое не самое сложное, но для медпункта покупаем – например, аппарат для измерения артериального давления и устройство для измерения сахара в крови.

Мы, фермеры, время от времени выделяем технику, которая вывозит мусор. Например, сельчане собрались убрать мусор возле кладбища и там нужна эта техника. Или техника, которая песок вывозит. Фермерами эта помощь воспринимается как данность, это даже не обсуждается, мы же работаем в этом населенном пункте и в любом случае надо помогать. Еще периодически выделяем деньги на строительство церкви. И это типичная история коллег фермеров и в соседних селах», — рассказал он.

Распределение налогов

Некоторые предприниматели-фермеры, которые выделяют на нужды ОТО средства не только потому, что обязаны это делать, но и потому, что «соседям надо помочь», уверены: если бы в общинах рационально тратили поступившие налоги, никто никому ничего бы не доплачивал, потому что при правильном расходовании налогов этих денег на основные нужды сёл или территориальных общин хватает.

Как сообщил ГолосUA директор ФХ «Родина» Валерий Мартышко (Киевская область) во время «Битвы Агротитанов-2020», по его мнению, в теробщинах не всегда рационально расходуют средства.

 «Откуда еще поступления в бюджет в селе? Только от аграриев, других поступлений мало – еще немного налогов идет от сотрудников школ, немного – от сотрудников сельсовета

Но важно, чтобы ОТО правильно распоряжалось этими поступлениями. Я видел примеры, когда в ОТО принимали решение в очередной раз ремонтировать забор вокруг кладбища, но я не совсем понимаю, зачем, если есть другие затраты, не менее важные. При этом на баланс в ОТО, о которых я знаю, не берут ни фельдшерские пункты, ни дороги, ни дом культуры. А потом им не хватает средств, и они обращались, в частности, ко мне с просьбой выделить средства на амбулаторию или детсад, например. Но поскольку в детсаду учатся и мои же дети, и дети моих сотрудников, то, конечно, я выделял средства. И даже в ситуациях более простых – допустим, умер местный житель, нужно помочь с похоронами, — обращаются ко мне: нужны деньги, транспорт. Тут срабатывает человеческий фактор. Какие-то деньги я выделяю как оплату за аренду пая, какие-то деньги просто даю. Как можно отказать? Куда эти люди пойдут, кто им поможет?

Но, как я вижу, в важных вопросах – ремонт дорог, электрификация, — ОТО сама с этими вопросами справиться не может».

В то же время, как сообщил ГолосUA во время «Битвы Агротитанов-2020» директор ФХ «Кищенці» Кейс Хусинга (Киевская область), некоторые вопросы ОТО, связанные с организацией медобслуживания населения, требуют коррекции: «Я видел много неорганизованных вопросов в ОТО. В частности, в нашем районе 30 тысяч человек населения, и есть райбольница, в которой работают 320 человек медперсонала. Я не понимаю, кому нужен штат медработников на такое количество жителей, на 30 тысяч человек населения? Им много лет платят зарплаты, но в больницу мало кто обращался, по крайней мере, до вспышки коронавируса. Поэтому в таких случаях нужна реорганизация медучреждений в рамках ОТО».

По словам В.Мартышко, «деньги, заработанные честным трудом, даются тяжело» и фермеры хотели бы в рамках ОТО принимать участие в распределении налогов, которые платят.

«А то выходит так: налоги растут, с нас берут больше и больше, но тратят эти налоги на что попало. Поэтому независимо от того, хотим мы или нет, фермерам надо участвовать в выборах в сельские, районные советы, облсоветы. Потому что наполнение этих бюджетов, по сути, идет из доходов аграриев, но когда местная власть начинает эти поступления тратить, то, на мой взгляд, делает это нерационально», — сказал он.

К.Хусинга и В.Мартышко добавили: «В Украине несколько олигархов содержат партии. Фермеры же далеки от политики. Но чтобы влиять хотя бы на ситуацию с распределением наших же налогов, нам нужно идти в политику. Государство в вопросе строительства дорог в регионах, обновления материально-технической части больниц и школ, с одной стороны, обязано организовать равные условия для всех. Но пока это не происходит и надо самим научиться управлять процессом планирования расходов в селах».

В.Мартышко отметил также, что в Украине есть физлица, которые единолично обрабатывают земельные участки, и есть аграрии, которые зарегистрировали предприятия. «Физлица выводят много земли в «тень» и составляют нам конкуренцию, избегая оплаты налогов в полном объеме. Поэтому я за то, чтобы был принят закон о выравнивании налогов для обеих групп фермеров.

Нам, у кого открыты предприятия, нужно платить много налогов: продал пшеницу – заплати НДС, земельный налог, налог на доходы физлиц (НДФЛ). Всего 45% уходит из общего дохода тех, кто работает на земле, зарегистрировав предприятие и выплачивая в полном объеме налоги. А вы посмотрите, что происходит на полях в 2020 году – засуха, подтопления. Откуда брать эти 45%? Мы ожидаем помощи государства, чтобы компенсировать затраты на аренду земли. Я думаю, это не менее 8-10 тысяч на гектар в зависимости от культуры. И эти деньги как раз нужны для осенней посевной – на семена, на дизтопливо. Но если государство поможет перед посевной хотя бы семенами, тоже будет хорошо», — сказал он ГолосUA.

Нужны равные условия для всех фермеров

В ОТО нужны равные налоговые условия для всех фермеров, сообщил в комментарии ГолосUA председатель фермерского хозяйства «Аделаида» (Херсонская область), член правления Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Сергей Рыбалко.

«Как показывает мой опыт, везде и повсеместно к аграриям обращаются за помощью в селах или ОТО. И получают эту помощь. Я думаю, в данном случае срабатывает простой принцип: деньги в виде добровольных взносов выделяют те, кто по каким-то причинам не доплачивает налоги в бюджет. Когда мы, аграрии, платили более низкую арендную плату, мы, соответственно, меньше платили налог и мы еще и доплачивали на нужды села – содержали амбулатории, содержали тренера по футболу, выделяли деньги на детский садик, какие-то суммы на школу.

Когда мы стали платить очень высокую арендную плату, и когда все места уже легализованы были полностью, мы начали платить очень большие налоги. У меня на сегодня налоговая нагрузка без НДС составляет 2 тысячи 600 гривен на гектар. Это просто сумасшедшая налоговая нагрузка. А физлица, которые без регистрации предприятия единолично обрабатывают землю, в большинстве своем платят 200 гривен на не гектар, в то время, как средние фермеры платят где то 1100-1800 гривен на гектар. А у меня выходит с НДС 3300 грн затрат на 1 га. И когда сейчас у кого-то возникают вопросы о блокировке налогов, дополнительной проверке налогов, то я скажу так: налоги надо платить в полном объеме. Сейчас в Раде на рассмотрении находится законопроект №3131, который подразумевает справедливое распределение налогов для тех, кто работает на земле.

Я считаю, налоговая нагрузка на гектар должна быть от 800 до 1200 грн местных налогов. И если аграрий оплачивает эти налоги, то уже в ОТО или селу на социальные нужды ничего доплачивать не надо. Если бы этот закон приняли, он бы, на мой взгляд, решил все вопросы – в частности, и в случае, если кто-то из фермеров зарабатывает на скрытой аренде, полускрытых рабочих местах, но при этом платит налогов в сельскую раду, условно говоря, 3 копейки. Этот закон переведет вопрос соразмерности налоговой нагрузки и доходов сельскохозяйственных предприятий в цивилизованную плоскость отношения территориальных громад и плательщиков налогов, а также уберет теневую аренду земли», — сказал он.

С.Рыбалко также уверен: если в сёлах или в ОТО налоги платятся в полном объеме, то местные жители не ощущают нехватку средств: «Я знаю, в Украине уже есть ОТО, где налоги платят полностью, а если полностью, то там уже всего хватает без дополнительных взносов аграриев».

Данная ситуация показывает: в некоторых украинских сёлах довольно тяжело идет процесс рационального распоряжения полученными налогами. В то же время, у фермеров и других жителей ОТО часто не совпадают взгляды на распределение полученных налогов для нужд населенных пунктов. Возможно, в 2020 году жители украинских сел ощутят потребность менять законодательные правила, которые касаются функционирования ОТО и финансирования нужд общин. Соответственно, на депутатов сельсоветов, поселков и районов, которые будут избраны на местных выборах-2020, будет возложена большая ответственность за то, чтобы помогать общинам решить насущные проблемы, в том числе, и путем внесения в Раду новых законов или путем изменения существующих.

 

 

Читайте также по теме