«Естественный негативный отбор»: что не так с ВНО и что нужно исправить?

В нынешнем году выпускники украинских школ показали не лучшие результаты на Внешнем независимом оценивании. По некоторым предметам наблюдается огромный процент участников, не преодолевших пороговый балл. Подвергается критике и сам принцип тестирования, которое плохо влияет на подготовку в средней школе. Однако признаков того, что чиновники будут делать из этого выводы, исправлять ошибки и совершенствовать подходы, не наблюдается. Негативный результат реформ образования воспринимается как должное.

«С математикой у нас беда-беда»

Результаты Внешнего независимого оценивания (ВНО) в нынешнем году получились скандальными. Тесты по математике провалили 31,11 % участников, по истории Украины – 18 %, по английскому языку – 10,68 %, по испанскому – 15,79 %, по физике – 8,33 %, по химии – почти 10 %. Особенно неутешительный результат получился по математике: тесты не сдала треть. Более того, выпускникам предоставлялись справочные материалы, в частности с необходимыми формулами, которыми можно было пользоваться во время выполнения заданий, а сами задания на тесте не были настолько сложными: набрать 10 пороговых баллов из 67 за 210 минут уж точно представлялось возможным.

Понимая скандал, Украинский центр оценивания качества образования опубликовал оправдания. Они сводились к следующим тезисам:

— ВНО не является мерилом качества образования, для этого служат более глубокие исследования, например PISA, которое проводит Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

— в 2021 году значительно возросло количество тех, кто сдавал ВНО по математике: в прошлом году на ВНО по математике зарегистрировалось 186 072 человек против 291 789 в нынешнем. Математика стала обязательным предметом для государственной итоговой аттестации, которая в нынешнем году не проводилась в связи с пандемией. Поэтому те, кто сдавали ВНО по математике, не были мотивированы получить самый высокий балл. «Очевидно, что значительная часть выпускников выбрала тестирование по математике, несмотря на отсутствие намерений использовать результат для поступления», – отмечали в Центре.

«Много факторов влияет на сдачу ВНО. Это и когда дети нервничают, это и стрессовая ситуация и много другого. Много учеников приходит только для того, чтобы поставить галочку, что они пришли отметиться, ничего не сделав, сдав абсолютно пустую работу. Показывать, что это является мерилом, как это сделали много экспертов в СМИ, что это показатель, который свидетельствует о низком качестве образования, Министерство с этим согласиться не может», – рассказывал в интервью ГолосUA главный специалист отдела взаимодействия с местными органами власти Министерства образования и науки Украины Роман Гладковский.

Объяснения ответственных государственных структур выглядят логичными, но и с ними можно поспорить. Удручающими являются и результаты более глубоких исследований. Например, то самое исследование PISA за 2018 год показало, что 36 % украинских учеников в возрасте 15-16,5 лет не смогли продемонстрировать средний уровень математической грамотности, то есть возможность решать задачи, когда допускаются прямые умозаключения, можно использовать информацию из одного источника, представленную в одной форме. Из этой части школьников 15,6 % не достигли первого уровня математической грамотности. Это ниже средних показателей в странах ОЭСР, которые составляют 24 % и 9,1 % соответственно.

Отсутствие мотивации ученика сдать тест по математике – тоже не отговорка. Школа должна способствовать тому, чтобы ученик тянулся к знаниям и лучшим результатам, а не просто приходил на экзамен сдать пустую тетрадь, впустую потратив свое и чужое время. В данном случае это показывает проблему воспитания воли учеников в современно школе. Возможно, здесь сказываются общие проблемы реформирования обучения в школах, в том числе изменения в дисциплине, когда учеба превращается не в труд, подкрепленный усилием ученика, а в забавную, не напрягающую игру.

Отговорки по поводу того, что не стоит принимать близко к сердцу отрицательные результаты ВНО по математике, говорят о нежелании чиновников что-то менять к лучшему. Этим результатам удивился даже образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, когда решил сам пройти тесты. По базовому образованию он филолог, однако, получить положительную оценку для него не составило труда.

«Вывод филолога из собственного опыта: тест по математике очень простой, – написал Сергей Горбачев на своей странице в Фейсбук. – Если иметь элементарные навыки логического мышления и минимальное пространственное воображение – вообще ничего сложного для достаточного результата. Но есть то, что есть: с математикой у нас – беда-беда. И самое страшное не то, что мы вот сейчас получили такой результат. Ужасает то, что нам вообще неизвестно, где именно начинается этот системный провал. Потому что образовательные оценивания в Украине находятся на начальном этапе: денег на это в бюджете нет».

В Украине была достаточно хорошая математическая школа, остается на высоком уровне элитарная математика – украинские дети побеждают и занимают призовые места на международных олимпиадах. Однако нужно подкреплять эти успехи усилиями в обыкновенной средней школе. На данный момент математике посвящено 3-4 урока в неделю в начальной школе, 5 – в 5-9-х классах, и 3 – в 10-11-х. Это довольно мало, и в Министерстве образования разработали новый стандарт базового образования с возможностью увеличивать время на занятия математикой.

«Если сейчас в 5-9 классах на изучение математики отводится 700 часов в год, то в новом базовом стандарте, который вступит в силу в следующем году, уже рекомендованных часов будет 875, минимально – 700, а максимально на математическое направление будет 1120 часов. Это больше 5 часов математики в неделю в 5-9 классах», – рассказал Роман Гладковский.

Математику необходимо качественного изучать в школе, потому что этот предмет важен для развития мышления, если, конечно, государство рассчитывает воспитывать думающих, самостоятельных граждан. Если человек не усвоил этого в раннем возрасте, затем наверстать это будет сложно. К тому же, качественное школьное образование дает толчок к прогрессу в науке и экономике. Вместо этого, образовательные реформы приводят к тому, что хорошее среднее образование становится по уровню элитарности и доступности в ряд с высшим образованием.

«Если в школе, извините, учат только, как заплатить налоги и как сходить в магазин, то, что может дать такая школа? Туда вообще вредно ходить», – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк.

«Тест не может показать глубину знаний»

Проведение ВНО часто приносит сюрпризы и курьезы. Три года назад половина его участников не смогли сократить очень простой дробь и ответить, где находится здание Верховной Рады. Кстати, результаты по истории Украины в нынешнем году также неутешительные. Сдать тесты не смогли 18 % участников.

«Почти 20 % наших абитуриентов не сдали тест по истории Украины. Это дети, которые совершенно не владеют картографическими умениями. И абсолютно не ориентируются в исторической хронологии, не в том понятии, что, где, когда и как происходило, а они не способны расположить события, между которыми расстояние 10-20 лет», – оценил успехи выпускников и. о. директора Украинского центра оценивания качества образования Валерий Бойко.

Есть версия, что этот тест усложняли вопросы с иллюстрациями и картами, которые не были выполнены качественно, что уменьшало вероятность правильного ответа.

«Конечно, результаты удручающие, – говорит преподаватель Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Юрий Латыш. – 190 баллов и больше по истории набрало всего лишь 2,6 %. По специальности “История и археология” минимальный проходной балл на бюджетное обучение в этом году был где-то в районе 184. Так вот, 184 набрало 4,88 % из 163 тысяч тех, кто сдавал ВНО по истории Украины. На мой взгляд, тесты очень простые в этом году. Кроме этих картинок и карт, не потому что они сложные, а потому что плохо напечатанные, больше там каких-то сложностей не должно быть. Кто выбирал этот предмет и целенаправленно готовился, должен был сдать, а тут мы видим, что на средний проходной балл на специальность 032 «История, археология» сдало 4,88 %. Это конечно, катастрофа, на мой взгляд».

Многие эксперты отмечают, что вопросы ВНО больше рассчитаны на механическое запоминание информации, чем на мышление и поиск причинно-следственных связей. Усовершенствовать нужно не только иллюстрированные вопросы, но и выстроить их логичнее и лучше рассчитать время на тестирование.

«Мне кажется, что ключевая проблема с ВНО состоит в том, что у нас почему-то считают, что ВНО равняется уровню знаний в тех или иных дисциплинах. Это не так, – говорит кандидат политических наук, преподаватель Алексей Якубин. – Тест не может показать глубину знаний, понимание системы и так далее. Результаты по ВНО воспринимаются, как “а, это значит, что люди не знают дисциплину”. На самом деле это просто-напросто означает, что люди не могут в каких-то аспектах пройти ВНО. То есть тут надо ставить вопросы по поводу ВНО: насколько оно логично, насколько продумывается количество вопросов, время и так далее. Но вместо этого у нас есть попытка сказать, что это показатель провалов на уровне знаний. А мне кажется, что здесь есть проблема в самом ВНО. Это означает, что определенные моменты подготовки этих тестов нуждаются в доработке».

«ВНО становится токсичным для образования»

Попытка ввести тестирование выпускников общеобразовательных школ при поступлении в вузы была в Украине еще в 1993 году, но она провалилась. Министерство образования вернулось к этой идее спустя почти 10 лет. В начале 2000-х Министерство вместе с Международным фондом «Возрождение», входящим в структуры известного филантропа Джорджа Сороса, начало апробацию тестовых заданий и разработку технологии администрирования этого процесса. Прохождение ВНО стало обязательным условием для поступления в вуз с 2008 года.

Согласно результатам опроса фонда «Демократические инициативы», за последний год количество противников ВНО увеличилось. В 2020 против него высказывались 14 %, в 2021-м таких стало уже 23 %. В то же время 74 % опрошенных согласились, что ВНО способствует равенству участников при поступлении. 58 % придерживаются мнения, что ВНО уменьшает уровень коррупции, однако 34 % не согласны с тем, что ВНО справляется именно с этой задачей. Неоднозначное отношение к тестированию сформировалось и у экспертов.

«С одной стороны, ВНО позволило, – и я знаю таких студентов, – позволило им поступить в те университеты, в которых они хотели учиться, но они боялись, если бы не было ВНО, туда поступать, – рассказывает Алексей Якубин. – Они боялись, что там уже есть какие-то договоренности и что, если они будут сдавать экзамены, их “зарубят”, какими бы знаниями они не обладали. ВНО для части этих студентов действительно позволило вступить в те университеты, в которые они хотели. Этот нюанс стоит воспринимать, но тут есть другая проблема. Она состоит в том, что баллы по ВНО – это еще, как показывает практика, далеко не гарантия, что именно эти студенты в той дисциплине, которую они выбрали, в итоге продемонстрируют самые лучшие результаты. Даже самые высокие баллы здесь еще ничего не гарантируют. Возможно, когда люди сдавали экзамен или проходили какие-то творческие конкурсы, университеты уже могли знакомиться с этими людьми и смотреть на их логику, на их риторические способности или задатки к этим способностям. То есть можно было сказать: да, у этого человека аттестат не очень, но посмотрите, как он хорошо отвечает на экзамене. А ВНО как бы деперсонализирует, ты просто на баллы смотришь, а баллы – это еще не интегральная характеристика будущего студента. Так получается, что часто, например, такие студенты могут иметь очень высокий балл, потому что они наловчились проходить ВНО, но это еще не означает, что потом они будут успешными как студенты в университете по поводу осваивания программы и развития своих способностей».

Даже если представить, что ВНО до минимума позволило снизить коррупцию при поступлении в вуз, хоть и не исключает определенных хитростей в этом плане, но оно не лучшим образом изменило систему подготовки к экзаменам. Раньше, чтобы сдать экзамен выпускник или абитуриент должен был понимать предмет, а сейчас – больше заучивать фактаж. К тому же, он осваивал систему подготовки. Можно предположить, что ВНО и качество образования в средней школе увеличили обращения к репетиторам тех, кто планирует продолжить образование в высшей школе, что позволило учителям иметь дополнительный заработок в условиях не лучшей оплаты труда и дефицитного бюджета.

«Внешнее независимое оценивание становится токсичным для украинского образования, – написал на своей странице в Фейсбук экс-директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, стоявший у истоков ВНО. – Когда в 2007-08 годах мы вводили ВНО, то никто и представить не мог, что через 10-15 лет во многих школах подготовка, а фактически натягивание к ВНО станет основным в образовательном процессе, а систематическое выполнение учебных программ, усвоение знаний, формирование навыков и компетенций – будут вторичными. Не представляли, что темы, “которые будут на ВНО”, ученики будут желать изучать, а другие – нет. Что уроки по предметам, которые “выносятся на ВНО”, будут посещать, а другие предметы станут изгоями. Не думали, что многие учителя в реальное учебное время будут заниматься натаскиванием к сдаче ВНО, а руководители школ будут закрывать на это глаза».

ВНО оказало обратное влияние на образование в школах, которое начало равняться на сдачу этих тестов. Возможно, здесь виноват и характер большинства тестов. Эксперты советуют подумать о разработке более творческих заданий, которые помогут раскрыть реальные способности ученика. Также среди предложений – возврат к традиционным вступительным экзаменам в вузах. А чтобы уменьшить риски коррупции на этом этапе, экзамены может принимать так называемая «чужая» комиссия из преподавателей, собравшихся из разных вузов в течение суток. Результаты ВНО в нынешнем году – это огромный повод задуматься о качестве образовательных реформ, которые получила украинская школа.

«Образование начало подтягиваться не к лучшим ученикам, а к худшим, – говорит Всеволод Степанюк. – Идет естественный негативный отбор. И программы пишутся не для умных, а для тупых. И преподавание ведется не для того, чтобы человек стал умным и развивать его способности, а для того, чтобы человек как-то сдал ВНО. Я бы вводил нормальные экзамены».

Читайте также по теме