Евроинтеграция: заложники двойных стандартов

Уникальный бой Кличко — Поветкин посмотрели 70% украинских зрителей. Практически, весь будущий электорат выборов-2015. Даже спортивным фанам было понятно, что это не столько спортивное, сколько политическое состязание. Учитывая сумму контракта ($23 млн.) и замысел инициаторов, в этом бою Россия и ее русский витязь должны были «сделать» Украину и показать российскую мощь, силу и превосходство. Но триумфа не получилось: наоборот, Владимир Кличко «навалял» Александру Поветкину, еще раз подтвердив статус чемпиона мира. Хотя, конечно, речь не столько о спортивных достижениях…Победа братьев Кличко – это еще и дополнительные проценты к рейтингу одного из них — лидера УДАРа, который собирается выступить на ринге президентских выборов. Выступить самостоятельно, как единый кандидат, «переиграв» своих оппозиционных побратимов по очкам.
И, соответственно, «понижение градуса» для Виктора Януковича. Евроинтеграционные игры нынешней власти зашли слишком далеко. Слишком далеко от цивилизованной политики, где принято договариваться, а не давить, предлагать, а не требовать. Тем не менее, Украина покорно соглашается со всеми условиями ЕС, даже теми, которые чреваты потерей имиджа на внешней арене и утратой доверия внутри страны.
Не случайно же, идея референдума, который упорно «продвигают» коммунисты, находит все больше приверженцев: это подтверждают и массовые гражданские собрания, которые в эти выходные прошли в центре и на востоке Украины и заявления ЦИК, который буквально завален заявками от КПУ о проведении региональных сборов- в Крыму, Днепропетровске, Запорожье.
Смело можно сказать, что волну против европейского давления спровоцировали сразу два события прошлой недели: «согласие» политической узницы Юлии Тимошенко пройти курс лечения за границей и оперативное увольнение в запас экс-заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина, который «вел» самые резонансные политические дела – против Л. Кучмы, Ю. Луценко и Ю. Тимошенко. Особое внимание, он, безусловно, уделял Юлии Владимировне: за те два года, что Тимошенко «лечилась» в Качановской колонии, Кузьмин ни на минуту не забывал об «узнице совести». Он постоянно акцентировал внимание на проблемах экс-премьера с украинским законом, пиком его разоблачений стало недавнее заявление о том, что против Тимошенко с 1995 года было возбуждено 24 уголовных дела, а также откровенные намеки о причастности Ю. Тимошенко к заказному убийству Евгения Щербаня. Кроме того, и это самое главное в опале бывшего заместителя главы ГПУ, Кузьмин активно «просвещал» европейцев по поводу темных делишек и финансовых махинаций Юлии Владимировны. Он дал огромное количество интервью в иностранных СМИ, презентовал в Берлине книгу о громких политических процессах в Украине, выступал на ТВ и радио: сказалась журналистская биография. Публичная активность Кузьмина стала поводом для вызова на Банковую и президентского гнева в адрес харизматичного прокурора: как известно, его визит АП стал последним в статусе заместителя главы ГПУ. Кузьмин был сослан в СНБО, которое, по всеобщему признанию, является братской могилой для политиков, отслуживших свой «срок».
Сможет ли он со временем освободиться из ссылки в Совбез – большой вопрос, хотя многие сторонники Рената Равильевича и ссылаются на пример секретаря Совбеза А. Клюева, которого недавно утвердили главой предвыборного штаба -2015.
Но пока факт остается фактом: Кузьмина убрали за то, что его разоблачительная активность не просто вошла в диссонанс в евроинтеграционными посылами власти, она раздражала самих европейцев, которым сложно было требовать « Юле — волю» имея перед глазами факты и свидетельства преступлений экс-премьера, предоставляемые столь высоким и ответственным чиновником как заместитель Генпрокурора. Поэтому вывод Кузьмина «за рамки» было одним из жестких, хотя и негласных требований миссии Кокса-Квасьневского к украинской власти. Власть прогнулась. В результате, приказ о переводе Кузьмина в СНБО совпал по времени с мужественным заявлением Юлии Тимошенко о том, что она «ради европейских перспектив Украины» согласна выехать на лечение в Германию.
А тем временем в Генпрокуратуре «зачистили» даже управление, которое косвенно могло причинять будущей пациентке клиники «Шарите» законодательные неудобства: Генпрокурор Виктор Пшонка ликвидировал отдельное Главное управление следователей по важным делам, базирующееся на улице Борисоглебской, и присоединил сотрудников этой кадровой единицы к Главному следственному управлению. Во главе нового ведомства был поставлен Александр Калифицкий – серьезный оппонент Рената Кузьмина, в свое время отправленный в ссылку на Прикарпатье. Это означает две вещи: у Кузьмина отобрали и остатки влияния и надежду вернуться на Резницкую. Кроме того, Калифицкий получил негласное указание от Пшенки «забыть» о делах Тимошенко, в особенности о ее причастности к заказу бизнесмена Щербаня, вплоть до саммита в Вильнюсе. Скорей всего, что «дело Щербаня» вообще положат под сукно…
Так что Тимошенко может вздохнуть посвободней: ее главный обвинитель больше не опасен. Но чем шире расправляет плечи «политическая заключенная», тем хуже себя чувствует главный соперник Тимошенко в прошлой и будущей избирательной кампании.
Во-первых, европейцы, несмотря на все сопротивление украинской стороны все таки «назначили» Януковича ответственным за политические преследования и избирательное правосудие в стране: именно от него требовали и требуют личного решения «по Тимошенко», отказываясь принимать версию законодательного урегулирования вопроса через парламент. И как бы не пытались соратники Януковича вывести его в режим «над схваткой», он оказался заложником двойных европейских стандартов и лично вынужден разруливать неприятную ситуацию с « медицинским направлением» Тимошенко в ЕС- с риском для собственного имиджа и рейтинга. Извините, опять вспомню бой Кличко-Поветкин: после поражения все спортивные эксперты, да и сам победитель, великодушно признавали настойчивость и мужество Александра, который смог продержаться 12 раундов против Кличко. Но тем не менее, при всей своей самоотверженности, рисках, желании принести России победу, Поветкин – аутсайдер. И ему не легче от похвал его мужеству. В подобной ситуации легко может оказаться и Виктор Федорович: его европейскими инициативами будут восхищаться, признавать значимость жертв на которые он пошел, но чествовать станут другого победителя. Или- победительницу.
Во-вторых, отставка Рената Кузьмина, которую продавили «миссионеры» Кокс и Квасьневский, ничуть не смогла обмануть бдительность членов европейского сообщества. Предполагалось, что на бывшего главного обвинителя Тимошенко повесят «всех собак» и назначат главным виноватым за террор узницы совести. Ссылка Кузьмина в Совбез, ликвидация его управления в ГПУ должны были перевести все стрелки на «плохого следователя» и снять проблему Тимошенко с европейской повестки дня. Не получилось.
В-третьих, Кокс и Квасьневский подали в адрес Президента Украины прошение о помиловании Юлии Владимировны. Его подписание ставится в прямую зависимость от подписания Соглашения об ассоциации. При этом, нынешняя редакция положения о помиловании не предусматривает никаких обращений от депутатов, общественных организаций, и тем более, от политиков других государств. Значит, необходимо менять условия данного документа или… просто не обращать на него внимания. Именно этого – нарушения очевидных законодательных норм — и требуют от Януковича «европейские переговорщики». Есть и другой нюанс: для помилования необходимо раскаяние осужденного и признание его вины. Тимошенко, как известно, вины не признает . В случае, если президент все же откликнется на «просьбу» европарламентариев ( а ведь понятно, что во время визитов в Польшу и Турцию на этой неделе) его всеми силами будут убеждать поставить автограф под помилованием, вину перед экс-премьером признает украинская сторона. Другими словами, подпись Президента Украины под прошением Кокса- Квасьневского будет означать и отказ от всех обвинений в адрес Юлии Владимировны, и негласное подтверждение незаконных преследований бывшего кандидата в президенты, и оправдание экономических «превышений» Юлии Владимировны.
В-четвертых, придется «изнасиловать» парламент: украинские законодатели должны будут в срочном порядке внести указанные ЕС изменения в уголовно-исполнительное законодательство. Тут очень кстати опять подвернулся польский опыт: в их криминальном законодательстве есть необходимые ссылки, которые можно и нужно использовать. Внесение этих поправок в наш УКК позволит лечиться за границей всем нуждающимся в этом заключенным, которых, кстати, в Украине более 40 тысяч человек. С фракцией «регионалов» были проведены разъяснительные беселды с упоминанием фамилий Маркова и Домбровского. Поставленая задача до 21 октября решить «законодательную головоломку». Конечно, «нагибать» парламент Президенту не впервой, но голосование за поправки, обеспечивающие ЮВТ выезд на лечение в Германию под контролем АП – это означает, фактически, растоптать и унизить законодательную власть в Украине, и без того, утратившую львиную часть своего влияния.
В- пятых, соглашение Президента на ультиматумы ЕС в отношении Тимошенко означают куда больше, чем пренебрежение законодательством или давление на парламент. Речь идет об утрате самостоятельности Украиной: она становится территорией чужих интересов, ради которых можно пренебречь действующим законодательством и Конституцией. Другими словами, мы распишемся в собственной несамостоятельности – как суверенное государство. Это делает Украину страшно уязвимой, как перед Западом так и перед Востоком: страна «без руля и ветрил» подвластна любым влияниям и силе. Не говоря уж о моментальной утрате влияния на внешней арене: кто будет считаться с державой, на которую может «надавить» кто угодно ради собственных геополитических целей?
Впрочем, геополитическая перспектива – ничто по сравнению с приближающимися выборами президента. Мало кто сомневается, что сразу по приезду Тимошенко начнет борьбу за свое полное юридическое «очищение» и триумфальное возвращение на родину. Это настолько ясно, что ЦИК устами Охендовского уже заявил, что теоретически Юлия Владимировна, конечно, может подать документы для матч-реванша 2015 года. Впрочем, почему «теоретически»? Практика двойных стандартов, парламентского принуждения, избирательного изменения действующих законов – это то, что требует от Украины сегодня продвинутое европейское сообщество. За все надо платить…

Читайте также по теме