Европейский Союз на фоне кризиса пресекает попытки промышленного протекционизма со стороны украинских властей. Эксперты констатируют примитивизацию производства и неизбежный рост безработицы, толкающий украинцев на заработки в Европу.
«Могут оказать серьезное негативное влияние на поддержку ЕС»
В Киеве частично ослабили карантинные ограничения. Это произошло, несмотря на поступавшие накануне сообщения, что столица и еще восемь областей не готовы к послаблению карантина.
Премьер-министр Денис Шмыгаль не исключал усиления карантина. Правительство анонсировало программу поддержки отечественного производства в условиях кризиса, вызванного карантином и эпидемией коронавируса, и зарегистрировало в Раде ряд законопроектов.
Однако 3 июля посол Евросоюза Матти Маасикас направил предостерегающее письмо о «серьезной обеспокоенности» премьер-министру Денису Шмыгалю и главе Верховной Рады Дмитрию Разумкову. Документ обнародовали Нашi грошi.
В нем говорится, что стремление украинского правительства поддержать локализацию машиностроения противоречит Соглашению об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. И если инициатива будет принята, европейские банки могут перекрыть кредитование украинских компаний и организаций.
Отметим, что проект постановления предусматривает обеспечение производства от 15% до 30% комплектующих машиностроительной техники в Украине. Кроме того, 11 июня в Раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон о публичных закупках по «созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации украинской промышленности». Он призван направить средства на развитие украинского машиностроения через предоставление преференций в ходе госзакупок.
Но по мнению посла ЕС, этот законопроект лишает зарубежную продукцию возможности участия в закупках в этой сфере, учитывая степень локализации производства, которая в нем прописана (до 60%). Посол предупредил, что это негативно скажется на сотрудничестве между Украиной и ЕС, если украинские власти введут такой уровень локализации в закупках, которые связаны с проектами Европейского инвестиционного банка.
«В этом отношении мы хотели бы подчеркнуть, что эти требования могут оказать серьезное негативное влияние на будущую деятельность таких институтов в Украине и соответствующую поддержку ЕС», — подчеркнул посол ЕС.
Проект закона вводит требование локализации производства для значительного перечня промышленных товаров и транспортных средств сроком на 10 лет. По оценке ЕС, это будет нарушать ст. IV Соглашения ВТО и ст. 151 Соглашения об ассоциации.
Тут следует отметить, что Соглашение об ассоциации с Евросоюзом украинская сторона хронически недовыполняет. Так, в марте, до начала карантина сообщалось, что Украина выполнила соглашение об ассоциации с ЕС на 43%, от запланированного объема реализации. В частности, в 2019 году Кабмин выполнил 53% запланированных задач, Рада -12%, другие учреждения — 21%.
Тем не менее, Президент Украины Владимир Зеленский заявляет, что Украина стремится к полноправному членству в Европейском Союзе. «Украина требует полноправного членства в ЕС», — написал он в своем Twitter 18 июня.
А 30 июня вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина заявила о планах начать открытый диалог об обновлении Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Это должно произойти в конце июля. «Мы будем говорить об увеличении квот, по некоторым вопросам речь может идти об отмене квотирования и переход на либерализацию таможенной ставки, ее обнулении», – заявила она.
«Потому что это невыгодно ЕС»
Ольга Стефанишина сообщила, что спрос на развитие украинского экспортного потенциала уже не умещается в рамки тех торговых условий, которые есть в Соглашении об ассоциации с ЕС. Дескать, это подтверждается быстрым использованием квот на определенную продукцию, необходимостью отмены технических барьеров в торговле, о таможенной либерализации, о подписании соглашения в отношении санитарных и фитосанитарных сертификаций.
«Все эти барьеры в торговле нужно снимать. Поэтому вопрос обновления торговой части соглашения, очевидно, назрел», — сказала Стефанишина.
Отметим, что в раскритикованном послом ЕС законопроекте, речь, в частности, шла о том, что доля импорта в публичных закупках промышленных товаров в Украине достигает 50%, в среднем же для всех публичных закупок этот показатель составляет 38%, в то время как в США и ЕС доля импортных закупок не превышает 4—5%.
«Каждая такая публичная закупка — это очередной удар по потенциалу развития промышленности и всей экономики», — подчеркивалось авторы пояснительной записке к законопроекту.
А в проекте постановления Кабмина «Некоторые вопросы реализации пилотного проекта по осуществлению закупок техники отрасли машиностроения с подтвержденной степенью локализации производства» предлагалось ввести локализацию производства в список обязательных критериев оценки тендерного предложения.
Следует отметить, что количество только официально зарегистрированных безработных в Украине выросло в мае 2020 года на 48% (по сравнению с маем прошлого года) — таковы данные Государственного центра занятости. А число вакансий в условиях экономического спада уменьшилось на 63% по равнению с аналогичным периодом прошлого года.
По состоянию на 1 июля 2020 года в Украине официально зарегистрировано 510 тысяч безработных. Однако, по оценкам, скрытая безработица охватывает более двух миллионов человек. Об этом еще в апреле заявлял премьер-министр Денис Шмыгаль.
Эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский отмечал, что по оценкам международной организации труда, в Украине в прошлом году было 1,5 миллиона безработных. «Сейчас по оптимистическому сценарию, по оценкам экспертов, на конец года может быть 2,5 миллиона безработных украинцев. По пессимистическому сценарию, уровень безработицы может достигать 4 миллионов. Это станет существенным ударом по экономике и по благополучию семей», — считает Павловский.
Бывший министр экономики Виктор Суслов в телеэфире отмечал, что в результате процесса упрощения производственных отношений происходит и деградация производительных сил, вследствие чего большое количество рабочей силы просто становится лишним.
Экономист Александр Дудчак считает, что такие последствия для экономики были изначально заложены в условиях ассоциации Украина-ЕС. «Когда появился текст соглашения, стало ясно, что это приговор украинской промышленности. И теперь Киев не может даже поддержать собственное машиностроение, потому что это невыгодно ЕС», — заявил он в СМИ.