Одной из задач моей последней поездки в Страсбург на сессию ПАСЕ было изучение европейского опыта и практики выборов органов местного самоуправления, в том числе и оптимальной избирательной системы для Украины. Компартия Украины давно и настойчиво работает над изменением нынешней системы выборов в Украине, а также изучает опыт в этом вопросе различных стран, в том числе и европейских.
Сегодня этот вопрос опять стал в ряду самых актуальных. Дело в том, что выборы 2014 года как президентские, так и парламентские, несмотря на все обещания власти «жить по-новому», прошли по старой системе, которая по своей сути является системой политической коррупции. И это вызвало возмущение в обществе. А в 2015-году нам предстоят выборы в местные органы власти, и я не сомневаюсь в том, что при нынешнем олигархическом режиме вопрос о системе выборов — как нам избирать депутатов местных советов — вновь окажется в центре спекулятивных дискуссий и грязных избирательных технологий.
У коммунистов есть свое видение этого вопроса, но нам важно было услышать мнения и реальный опыт левых политических сил из разных стран Европы – нас интересует тот европейский опыт, который позволяет максимально отделить бизнес от политики. И в рамках визита в Страсбург у меня состоялось множество встреч и консультаций с европейскими политиками на эту тему.
В Украине пропаганда пропорциональной системы выборов с открытыми списками сегодня является популярным занятием в среде политиков и экспертов. Считается, что такая модель способна наиболее адекватно отражать волеизъявление избирателей. Именно её Украине рекомендовала Венецианская комиссия.
Но сегодня в нашей стране никто толком не представляет, как должна выглядеть эта модель, как её практически реализовать. Именно поэтому, несмотря на то, что время стремительно уходит, никто не готовит и не представляет соответствующих законопроектов. А для внедрения новой системы нужно не менее шести-девяти месяцев — как минимум полгода надо учить и готовить членов избирательных комиссий.
У меня есть твердое убеждение, что из-за отсутствия четкого понимания, как проводить выборы по «открытым спискам», существует достаточно высокая вероятность того, что местные выборы пройдут по ныне действующей системе, в которую лишь будут внесены непринципиальные «косметические» изменения. Власть будет выдавать их за «изменения», которые якобы радикально изменят будущие советы. А обычный избиратель ничего в них не поймет и не разберется.
Эффект обновления, например, власть будет создавать при помощи расширения количества субъектов выдвижения кандидатов за счет объединений граждан и самовыдвижения. Решит ли это проблему политической коррупции выборов? Нет. Лишь замаскирует.
Между тем, существование в общественном сознании украинцев только трех систем выборов – пропорциональная, мажоритарная и смешанная – обусловлено просто незнанием других вариантов, международного опыта. В ходе консультаций и встреч в Страсбурге я изучал и другие системы, используемые в Европе, изучал, что полезного для Украины, – как для избирателей, так и для партий можно использовать.
В тех странах Европы, даже в таких маленьких государствах как Исландия и Люксембург, где есть пропорциональные выборы, депутаты избираются по территориальным спискам. Речь идет о выборе всех депутатов по партийным спискам в рамках многомандатных округов по территориальным партийным спискам. То есть, территория региона или города, в совет которого избираются 120 депутатов, делится например на 12 округов, откуда избираются по 10 депутатов, или 30 округов, откуда избираются по 4 депутатов, или на 10 округов по 12 депутатов. Размер округов зависит от естественного районирования региона, города, и число избираемых депутатов может быть различным. Данная система показала свою эффективность в Европе, где по территориальным спискам избираются депутаты парламентов и органов региональной власти большинства государств.
Какие достоинства у этой системы? На мой взгляд, их несколько.
Первое. Местные советы будут все-таки в большей степени формироваться конкуренцией идей, а не «кошельков» — речь идет о реальном отделении бизнеса от политики. На местных выборах кандидаты-бизнесмены, как правило, выступали как «независимые» — они не хотят себя ассоциировать с той или иной политической силой, чтобы впоследствии их бизнес при смене политической ориентации в стране не попал под репрессии. А в условиях новой системы они вынуждены будут либо занять четкую политическую позицию, либо отказаться от участия в выборах. Таким образом снижается угроза подкупа избирателей и влияния админресурса на результат выборов.
Второе. Данная система решает вопрос территориального представительства в органах власти. Каждый депутат будет являться одновременно представителем и определенной политической силы и определенной территории. Люди, зная своих депутатов и их политические взгляды, будут делать осознанный выбор.
Очевидно, что не изменив коррупционную систему выборов, используемой капиталом для сохранения политической системы, нельзя ожидать каких-либо позитивных перемен к лучшему, нельзя ожидать стабилизации политической ситуации в стране. Сегодня важно, чтобы к избирательной системе было доверие со стороны избирателей, чтобы она воспринималась в обществе как справедливая, предоставляющая право выбора и защищающая результаты этого выбора. Только при таком варианте можно говорить о реальном народовластии в Украине, у людей появятся реальные рычаги влияния на формирование органов власти и управление жизнью на своей территории.
И это станет реалиями только при высоком уровне политического сознания избирателей в борьбе за свои интересы, исключении торговли своими голосами за подачки олигархов.
В противном случае украинский народ, о чем свидетельствуют события в Украине после последних выборов, на которых поддержали политиков войны, будет рассчитываться не только повышением тарифов и цен, безработицей, невыплатой зарплат и убогими пенсиями, а и собственными жизнями.
Несмотря на то, что нынешняя власть всеми силами старается не пустить коммунистов в избирательный процесс, мы будем добиваться, чтобы местные выборы 2015 года все же прошли по новой системе. В Страсбурге нам удалось договориться с левыми партиями стран Европы о том, что они окажут в этом плане помощь Украине через Европарламент, где у них достаточно весомые позиции.
А украинской власти я хочу посоветовать поменьше рассуждать и спекулировать о европейских ценностях, а делать практические шаги в этом направлении. И не изобретать велосипед, тратя на это драгоценное время, а брать и адаптировать к Украине готовые и проверенные временем демократичные и некоррупционные избирательные системы.