Пакет антимайдановских законов – «калька» с европейского и американского законодательства. Вот что больше всего нервирует оппозицию, которая не может работать в привычном стиле разрушения и дискредитации.
Нацкомиссия блокирует Интернет-ресурсы, распространяющие незаконную или клеветническую информацию? Читайте Резолюцию ПАСЕ №1754 от 2010 года. Возмущены необходимостью писать в официальных документах строчку «иностранный агент влияния» рядом с названием своей общественной и совершенно неприбыльной организации? Внимательно изучаем американское законодательство давно и успешно действующее в США (так называемый закон FARA). И никакого «российского сценария»: повторюсь, но все «блюда» приготовлены Колесниченко и Олийником исключительно по европейским рецептам. Именно потому международные организации и европейская общественность так осторожны в своих высказываниях по поводу «диктатуры» в Украине. Опять же, ни слова о возможных санкциях: призывы к политическим дебатам, беспокойство и встревоженность по поводу «отхода от Европы». Сообразив, что к «законодательному контенту» не подкопаешься, оппозиция перешла к критике процедуры голосования. Принятие законов поднятием рук, спешное подписание спикером Рыбаком законов. Нарушены аж две регламентные нормы, поскольку согласно «регламентным правилам» закон надо подписывать в течение 2-5 дней, а не в тот же вечер после принятия. Просто удивительно, как хорошо оппозиция знакома с «парламентской конституцией». Кстати, хотелось бы узнать, что говорит регламент по поводу насильственного отъема карточек для голосования, блокирования спикера в кабинете, и вывода из строя системы голосования?
Впрочем, больше всего партийные и гражданские активисты майдана испугались не «ограничения личных свобод и наступления на демократические ценности». И общественному и партийному крылу евромайдана глубоко «по барабану» ущемление прав граждан. Волнует совсем другое.
«Общественники» в ужасе от введения в законодательство понятия «иностранный агент влияния». Теперь все независимые общественные структуры, которые долго и успешно «питались» из международных грантовых фондов будут разоблачены. А их немало. И это еще мягко сказано. Куда не плюнь, попадешь в общественную организацию, независимый профком, «незалэжне» СМИ, которые получают деньги и имущество на обеспечение своей деятельности из международных источников, но при этом активно участвуют в политической и гражданской жизни Украины. Примеров полно. Пикет АП? Общественная структура, какое-нибудь «Правое дело».
Троллинг милиции и прокуратуры? Обращайтесь к руководителям «Народного контроля». Разбить палатки в центре города? Это к «Студенческому братству» или « Самопомощи». Забавно будет увидеть также, как медийные «сливные бачки» Госдепа обозначат свою принадлежность в выходных данных.
И дело не только в том, что придется самообнажаться. Есть и финансовый момент. Отныне, согласно новому закону, все грантоедские организации перестают быть «бессеребренниками», которые ведут неприбыльную общественную деятельность, используя исключительно собственные средства или взносы. Придется идти в налоговую и лично обращаться в бухгалтерии по поводу уплаты налогов с грантовых поступлений. А также публиковать в прессе, местной и центральной отчет о своей финансовой и гражданской деятельности. А то ведь думает какой-нибудь наивный житель Житомира, что поддерживая акции «Самопомощи» он укрепляет местное самоуправление. Пусть теперь читает газеты и налоговые отчеты своей любимой общественной организации. И все остальные тоже ознакомятся, в том числе, и государственные службы. СБУ, например. Сразу снизится степень угроз национальной безопасности, уменьшится порог финансирования экстремистских (привет, «Свобода!») террористических, да и просто хулиганских организаций, подкармливаемых из иностранных источников, которые таким путем «внедряются» в политическую жизнь Украины. Именно так «возникали» цветные революции в СНГ и арабская весна в странах ближнего Востока и Северной Африки. Заметим: ничего похожего не происходит, например, в США где действует норма закона о статусе иностранного агента (закон FARA).
Следующий пункт «антимайданного законодательства»- заочное осуждение. Почему-то все сразу подумали о Юлии Тимошенко, заключенной в Качановской колонии. Действительно, с вступлением в силу данной нормы Тимошенко больше не сможет манипулировать понятиями «еду –не еду на суд», или делать заявления о том, что харьковские тюремщики не пускали ее в храм Фемиды. Заочное осуждение позволяет обойтись без присутствия «главного фигуранта» и вынести приговор или «накинуть» срок. Так что если экс-премьер испытывает недомогание, боли в спине, или находится в коматозном состоянии – незачем «мучить» несчастную. Суд и прокуратура вполне справятся. Да, не исключено, что Юлии Владимировне «влепят» еще несколько лет. Но это совсем не обязательно. На самом деле, закон о заочном осуждении – это мина замедленного действия для активистов майдана, и беспокоиться им нужно вовсе не о судьбе Тимошенко, а своем собственном будущем. Ведь как было раньше? Нарушителю «выписывали» повесточку в суд, которую он благополучно игнорировал. Дескать, ночевал на Майдане и вовремя не получил с судебное сообщение. Наиболее смелые активисты публично рвали повестки, прогоняли судебных исполнителей, плевали в лицо судьям. И делали это безнаказанно: ведь для силового привода в суд необходимо и решение того же суда, а также «незанятые» работники милиции. А где их взять? Милиция вся охраняет общественный порядок на майданах. Был и другой запасной выход: большинство откровенных нарушителей закона пряталась за спину депутатов с «корочкой», которые забирали их из судов и милиции. Новые поправки «ставят крест» на подобной практике. Порвал повестку? И ладно. Не явился в суд? Не больно и хотелось. Суд вынесет приговор заочно, а это значит, что беспечного студента или озабоченного общественного активиста могут «встретить» на выходе из метро, на входе в аудиторию ВУЗа, просто у друзей и препроводить под белы ручки к месту отбытия наказания- согласно судебному вердикту. Похожий сценарий скорей всего будет применен к автомайдановцам, да и другие активисты, привыкшие плевать на «карманный суд» вскоре почувствуют «суровую руку закона».
А что? Надо привыкать быть европейцами, ведь институт заочного осуждения благополучно работает во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии. А Комитет Министров ЕС так прямо и рекомендует государствам-членам ЕС «рассмотреть вопрос о предоставлении судам первой инстанции возможности рассматривать дела и принимать по ним решения в отсутствие обвиняемого- при условии, что он был надлежащим образом проинформирован о дате слушания и своем праве на личное или «через адвоката» представительство в суде.
Ну и самое главное: введен механизм упрощения механизма привлечения народных депутатов к ответственности. Больше нельзя будет «предъявлять» депутатскую «ксиву» в суде, милиции, прокуратуре и на этом основании спасать товарищей по оружию. Невозможно будет вломиться в государственное учреждение с криком «я народный депутат!» и чинить там беззаконие. Я уже не говорю об игнорировании правил поведения на дорогах, «осаде» Качановской колонии, раскачивании автозаков, избиении «беркутовцев». Кстати, по информации первого президента Леонида Кравчука 90% украинцев поддерживают ликвидацию депутатской неприкосновенности. Да и большинство нынешних парламентариев не раз высказывались о необходимости отмены «депутатского зонтика». Ну вот и пришло время выполнить предвыборные обещания. Как раз 16 января ВР поддержала упрощение процедуры снятия неприкосновенности с депутатов и привлечения их к уголовной ответственности. "За" соответствующий закон №3883 «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады» проголосовали 235 депутатов. Авторы законопроекта предложли внести изменения в статьи 218-221 Регламента Верховной Рады Украины, согласно которым «оптимизируются сроки рассмотрения снятия неприкосновенности с депутатов Верховной Радой Украины. Все факты, связанные с привлечением к уголовной ответственности, задержанием или арестом народного депутата Украины исследуются непосредственно на пленарном заседании Верховной Рады Украины при участии всего депутатского корпуса, а не в профильном комитете». Другими словами, если депутат вроде Лозинского, убил на сафари человека, а депутат вроде Ильенко избил солдат- срочников, охранявших государственные учреждения, то к уголовной ответственности привлекут быстро и безболезненно, прямо в сессионном зале. 226 голосов (а на сегодня уверенно есть 235) — и ты уже в СИЗО, рассказываешь сокамерникам о последних политических событиях.
Неудивительно, что сразу после принятия данного закона Арсений Яценюк (мужественный лидер фракции «Батькивщина», один из лидеров Майдана) немедленно понесся в американское посольство и нажаловался на «большевиков». Дескать, свергли конституционный порядок и уравняли нардепов с маленькими украинцами. Что это, как ни «уничтожение государственной власти»? Однако, сочувствие международных партнеров выразилось лишь на словах. А тем временем власть закрепляет достигнутые результаты: президент подписал бюджет и все без исключения антимайданные законы, хотя многие сомневались, что документы об агентах влияния или ограничениях интернет- свободы слова заслужат автограф главы государства. Уж слишком велик был уровень «беспокойства» европейской общественности. Но МИД успокоил самых нервных, дескать, старайтесь придерживаться в своей деятельности принципов объективности и беспристрастности и все будет хорошо. Украина уверенно имплементирует в украинском законодательстве ряда норм, «которые уже существуют в законодательстве многих европейских государств, соответствуют общепризнанным демократическим стандартам и международным практикам и совместимы с обязательствами в рамках ОБСЕ».
Так что полным ходом выполняются процедуры, направленные на ускорение евроинтеграции. Г-н Фюле должен быть счастлив. Евромайдан тоже. Разве нет?