На днях Венецианская комиссия крайне негативно высказалась по поводу закона о декоммунизации и порекомендовала украинским властям существенно подкорректировать сей документ, принятый, как мы помним, накануне юбилея Победы, в апреле нынешнего года. Уже через полгода в Венеции, 18 декабря, был принят совместный промежуточный вывод Венецианской комиссии (ВК) и Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ — институции, которая наиболее известна благодаря работе по наблюдению за выборами. Они признают право Украины запретить или даже криминализировать определенную символику или пропаганду тоталитарных режимов. Однако предупредили, что в нынешней формулировке закон может привести к нарушению права на свободу выражения. В частности, Киев призвали точнее определить термин «пропаганда» — таким образом, чтобы это определение «касалось только чего-то большего, чем простого выражения мнений или идей». Также в ВК и БДИПЧ обратили внимание на различие подходов к нацизму и коммунизму в украинском законе.
Однако, еще до официального «запрета» коммунистической идеологии в Украине валили памятники Ленину и глумились над могилами советских солдат, а уж легализация антикоммунистической истерии привела не только к сносу памятников, но и к переименованию целых городов, улиц и предприятий. Именем закона срывали ордена с ветеранов ВОВ и закрывали военно-исторические музеи, люстрировали неугодных и не допускали к выборам политические силы, имеющие хоть малейшие признаки «коммунистического прошлого». В частности, КПУ не допустили к участию в местных выборах, а параллельно Минюст прикрыл еще несколько партий с «сомнительными» названиями и идеологией. Власть до икоты боялась и боится «перевеса» левых сил над партиями Майдана, а также опасается, что именно они смогут возглавить социальные бунты голодных и униженных – а они уж не за горами, при таких ценах и тарифах ЖКХ.
А, кроме того, закон о декоммунизации — это одна из зримых побед нынешней власти, у которой нет иных достижений, которые можно было бы предъявить обществу: в экономике полный провал, страна на грани дефолта, кризис управления, обострение внутривидовой борьбы, которую продемонстрировали недавно два «видных украинца» — Аваков и Саакашвили. При такой ситуации зубами нужно держаться за каждую запятую антикоммунистического закона. Это подтверждает и политический эксперт Александра Решмедилова.
«Сегодняшняя власть выставляла борьбу с коммунистической идеологией, как одну из составляющих своих программных положений, поэтому, на данный момент, какие бы не были заключения или рекомендации Венецианской комиссии или Европарламента, это не смягчит эту борьбу. Ее могли «похоронить», оттянуть или законсервировать в бюрократической волоките, но не снять с повестки дня. Потому что на этом противостоянии возможно выстраивать некие «победы» нынешней власти. Соответственно, нужно найти врага и с ним бороться. Вот как раз эти законы о «декоммунизации» направлены на то, чтобы найти или создать этого врага», — рассказала она.
Правда, у этой палки традиционно два конца. Чем хуже будет экономическое положение страны, тем больше ей понадобится врагов, и уже одной КПУ не обойтись. Под закон о декоммунизации запросто могут попасть и другие партии, которые пока сидят тихо, надеясь, что сумеют договориться с властью или переиграть ее. Напрасные стремления. «Стаскивание» премьера с трибуны ВР руками депутата Барны показало, что за кресла и кормушки победители революции достоинства будут держаться так же крепко, как Арсений Петрович. Так что чем больше будет успехов у партий даже условно считающихся оппозиционными (даже не левыми), тем больше вероятности применения к ним «буквы» данного закона. Пример: факельное шествие батальона «Азов» в Мариуполе, где почти 70% жителей отдали свои голоса за Оппозиционный блок. В общем, любую неугодную или опасную для власти политсилу могут объявить прокоммунистической и запретить на территории Украины. Одновременно этот закон дает власти возможность использовать нацистскую идеологию как оружие против неугодных. Недаром же документ был принят под давлением крайне правой партии «Свобода». Заметим, что именно укронацисты сегодня выполняют для власти самую грязную работу: начина от блокады Крыма и заканчивая избиениями священников УПЦ МП. При этом власть не только не реагирует, но и поощряет декоммунизаторов. «Достаточно вспомнить, что пока ВР «насиловала» законодательство, принимая закон, противоречащий европейским стандартам, украинский омбудсмен молча наблюдала за тем, как принимаются нарушающие нормы права документы. И это при том, что деньги за работу, от которой она давно отошла и откровенно перестала выполнять, ей платят украинцы из своих налогов. Возникает вопрос: куда в этот момент смотрела Валерия Лутковская? Вместо того чтобы вмешаться в процесс, она трусливо говорила о том, что оценку закону должны давать профессиональные юристы», – отметил лидер левого движения в Украине П. Симоненко.
Ну вот профессионалы из ВК свою оценку дали и она оказалась жесткой и бескомпромиссной. В частности, Киев призвали точнее определить термин «пропаганда» — таким образом, чтобы это определение «касалось только чего-то большего, чем простого выражения мнений или идей». Также в ВК и БДИПЧ обратили внимание на различие подходов к нацизму и коммунизму в украинском законе. Отдельная тема для замечаний — предусмотренные наказания. «Эксперты отмечают, что закон содержит строгие и непропорциональные санкции (в отношении нарушителей)… Уголовная ответственность должна быть только в отношении действий, которые представляют опасность для общества», — пояснили европейские правоведы. А чем опасен для современной Украины памятник князю Романову, который снесли в Одессе или улица Минина, переименованная днепропетровскими властями в улицу ребе Шнеерзона, никто внятно объяснить не может.
Можно предположить, что все эти события и стали толчком для решений Венецианской комиссии. Накануне «принятия» Украины в лоно ЗСТ и выдачи давно обещанного визового симулякра, Европа наконец-то начинает понимать, что она запускает к себе правовых нигилистов, сторонников хаоса и беззакония, откровенных нацистов. Если мусульмане-беженцы уже строят первые мечети, то украинцы, при безвизовом пересечении границы, запросто могут «организовать» зондеркомады.
Поэтому и зазвучали голоса «венецианцев», требующих от киевского режима соблюдения правил приличия. Безусловно, главной причиной, побудившей ВК повысить голос на Киев, стала судебная расправа над Компартией: 16 декабря Киевский окружной суд по иску Министерства юстиции запретил деятельность Коммунистической партии. Министр МВД Аваков с гордостью отчитался об этом в соцсетях, дескать, нет и не будет у нас больше КПУ. Радость министра понятна: накануне внеочередных выборов в Раду полностью зачищено левое поле. Нет никаких сомнений в том, что на это место должны прийти новые левые партии, профинансированные олигархами, в том числе, и партия, которую сейчас активно создает сам «главмент». Они попытаются «прибрать к рукам» электорат КПУ, конечно, если тот не «приберет» их раньше: все же протестные настроения в Украине нарастают. И очередного бунта в «тлеющей» Украине Европа боится чуть ли не больше, чем притока беженцев из мусульманских стран.
Поэтому и пытается «усмирить» декоммунизаторов, которые, конечно же, не ожидали такой атаки из дружественной Европы. Сначала правозащитная организация Amnesty International дала очень жесткую оценку по решению суда о запрете функционирования Компартии в Украине. По словам одного из директоров AI Джона Далхусена, данное действие украинских властей есть не что иное, как серьёзное нарушение свободы самовыражения. По его мнению, это отбрасывает Украину намного назад в стремлении страны к проведению реформ и уважению прав человека. Он призвал отменить данное решение, поскольку здесь использовались те же «драконовские меры», и это является подавлением другой точки зрения. Не менее требовательной была и ВК, открыто выступившая в поддержку Компартии. А иначе и быть не могло:подобные решения в других европейских странах Венецианская комиссия разбивала в пух и прах. Чем Украина лучше той же Молодовы? По сути, европейские «правоведы» сами дали КПУ стимул обжаловать решение Окружного суда в высших международных судебных инстанциях.
«Структуры ВК Организации по безопасности и сотрудничеству в ЕС пришли к резонному выводу, что «законы о декоммунизации» в своей основе препятствуют свободе выражения мнения и идут вразрез с демократическими принципами, исповедуемые Евросоюзом, — подчеркнул он. – Запрет на деятельность КПУ необходимо пересмотреть, и это, вне всякого сомнения, будет сделано»,- заявил бельгийский эксперт в сфере международного права Клаус Хофф.
По мнению аналитика, раскритиковав принятый Верховной Радой и подписанный Президентом Украины Петром Порошенко 15 мая нынешнего года пакет документов, лучшие европейские юристы признали право украинских коммунистов бороться за свои идеи, невзирая на запреты и давление со стороны «определенных сил». К слову, Петр Симоненко уже объявил о том, что партия обратится с иском в ЕСПЧ, а значит, триумфальное шествие Украины в Евросоюз будет омрачено очередным политическим скандалом. Недаром же Киев уже поспешил согласиться с требованиями «венецианцев» и завил о готовности править закон о декоммунизации.
Другими словами, признал, что данный документ не является ни законным, ни европейским. Да, власть получила крепкую пощечину от ВК, но вряд ли станет реагировать на европейскую оплеуху. Рада сама сейчас раздает пинки и удары направо и налево — то ногами Парасюка, то бутылками Тетерука, то кулаками Барны. Ей явно не до заветов Венецианской комиссии по поводу соблюдения каких-то прав человека, которые власть Украины нарушает по сто раз на дню. Так что надеяться, что нынешний парламент что-то изменит в антидемократическом законе — напрасное дело. Тем более, что данный документ и не является самостоятельным «продуктом» ВР: его писали под копирку американские хозяева Украины, которые аналогичные законы пачками штампуют для диктаторских режимов в латинской Америке и странах третьего мира, где часто перевороты заканчивались запретом Компартии. «И это стандартная для США матрица – советовать своим «друзьям» запретить Коммунистическую партию», — считает политический эксперт А. Золотарев. Поэтому, пока Украина находится на коротком поводке у Байдена, никаких изменений в законодательном поле, никаких установлений четких критериев, никакой отмены несправедливых наказаний не предвидится. Однако, вряд ли у нынешней власти есть большой запас прочности, так что уже весной ситуация может кардинально поменяться. В том числе и для КПУ.