В ближайшее время одной из наиболее важных тем в работе Верховной Рады станет принятие пакета законопроектов и изменений в сфере безопасности дорожного движения. Парламент должен принять внесенные Кабинетом министров нормативные акты, ужесточающие правила дорожного движения и усиливающие ответственность за их нарушение.
Сейчас в Украине происходят кардинальные преобразования в различных сферах. Многое действительно приходится делать «по-новому». Но «по-новому» не всегда значит лучше. В данном случае это относится к изменениям в правилах дорожного движения и безопасности на дорогах.
Безопасность на дорогах вопрос все более волнующий украинское общество. По результатам социологических исследований более 80% украинцев не удовлетворены уровнем безопасности на дорогах и поддерживают ужесточение ПДД и увеличение штрафов за их нарушение.
Ужасная статистика ДТП
Ситуация с безопасностью на дорогах в Украине действительно катастрофическая. 2017 год стал рекордным по количеству ДТП, пострадавших и погибших в них людях. В Украине по самым минимальным цифрам с начала 2017 года произошло более 115 тысяч ДТП.
Стоит отметить, что статистика по количеству ДТП выглядит немного странно. Единой статистики по количеству ДТП, как например, с количеством пожаров, в открытом доступе обнаружить не удалось. В тоже время представители полиции на одной пресс-конференции29 ноября умудрились назвать существенно различающиеся данные по количеству дорожных аварий в 2017 году.
Заместитель начальника департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий заявил, что за истекший период 2017 года в Украине произошло более 144 тысяч ДТП. Глава Нацполиции Сергей Князев указал что, за 10 месяцев зарегистрировано более 133 тысяч ДТП. А в презентованном полицейскими чиновниками промо-ролике было указано, что по состоянию на 28 ноября 2017 года в Украине зафиксировано 114 559 аварий. Удивительная ситуация, которая наглядно демонстрирует уровень профессионализма и состояния дел в полиции.
Указывается также, что в авариях погибли более 3 тысяч людей и около 32 тысяч были травмированы. По словам руководителей полиции, рост количества ДТП по сравнению с 2016 годом составил около 9%. Глава полиции указал на интересный момент относительно статистики по количеству погибших в ДТП. Погибшими в ДТП считаются лица непосредственно умершие на месте аварии или по дороге в больницу. Лица умершие уже в больнице, погибшими в ДТП не считаются. В этом может быть пояснение по разнице в цифрах о количестве погибших, но не по числу ДТП в целом.
По данным Михаила Берлина — главы правления ГС «Всеукраинское партнерство ради безопасности дорожного движения», в смертность на дорогах в Украине составляет около 20 человек на 100 тысяч населения. Для примера в Голландии этот показатель составляет 3 человека на 100 тысяч населения. Из 100 % погибших в ДТП 40% составляют пешеходы.
Скорость смерти
Главной причиной ДТП в Украине является превышение скорости на дорогах. 39% дорожных инцидентов с тяжелыми последствиями происходит из-за превышения водителями скорости.
В результате превышения скорости водители не справляются с управлением, выезжают на встречные полосы, устраивают столкновения, съезжают в кюветы, врезаются в столбы-деревья, не успевая среагировать — сбивают пешеходов. Второй по количеству зафиксированных ДТП причиной аварий является нарушение правил маневрирования. Также к наиболее распространенным причинам ДТП в Украине относятся: нарушение правил проезда перекрестков, несоблюдение дистанции, нарушение правил проезда пешеходных переходов. Одной из главных причин гибели пешеходов и ДТП с их участием является переход проезжей части в неустановленном месте.
Все причины ДТП в разной степени усугубляются высокой скоростью движения автомобилей. Высокая скорость не позволяет водителям своевременно среагировать, избежать столкновения или вовремя затормозить. Если бы скорость участников ДТП не превышала 50 км/ч, в абсолютном большинстве аварий водители и пассажиры остались бы живы.
Вождение в нетрезвом виде – также одна из лидирующих причин возникновения аварий на украинских дорогах.
Говоря о причинах ДТП, акцент делается именно на вине водителей, тогда как такой важный фактор как состояние дорог упоминается редко. Именно плохие дороги – выбоины или крупные элементы поврежденного дорожного полотна, лежащие на пути, также часто становятся причиной серьезных ДТП. Приведение в порядок украинских дорог (строительство новых и модернизация существующих) должно стать неотъемлемой составляющей комплекса мер по улучшению безопасности дорожного движения.
Еще одним важным фактором высокой смертности и травматизма на украинских дорогах является игнорирование, как водителями, так и пассажирами, ремней безопасности. В Украине смехотворный штраф за езду без ремня, да за это практически и не штрафуют. В то время как в Европе штраф за езду без ремня составляет до нескольких сотен евро. Повысить безопасность детей, сохранить им жизнь и здоровье, в случае аварии помогут детские кресла, также не особо пользующиеся популярностью у наших водителей. Кстати применение ремней безопасности и детских кресел инициаторы изменений ПДД незаслуженно проигнорировали.
Низкая скорость и высокие наказания
Кабмин одобрил изменения к правилам дорожного движения о снижении максимальной скорости в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч. С 23.00 до 6.00 продолжит действовать норма в 60 км/ч. Люфт или допустимое превышение скорости будет уменьшено с 20 до 10 км.
В тоже время местные власти по согласованию с Нацполицией смогут устанавливать повышенные нормы скоростного режима в 70-80 км/ч в тех местах, где это будет возможно. Например, в Киеве повышенный скоростной режим предполагается сохранить на проспектах Победы, Бажана, Столичном шоссе, Кольцевой дороге и др.
Ужесточение скоростного режима соответствует европейским нормам. Снижение скорости обосновывается тем, что при скорости до 50 километров в час число смертельных ДТП значительно снижается. В большинстве стран ЕС разрешенная скорость движения транспортных средств в населенных пунктах составляет не более 50 км/ч, а в особых случаях, в частности, в районе детских учреждений, до 30 км/ч. При такой скорости гибель пешехода в случае наезда практически исключается.
Штрафы по-новому
Снижение скорости движения в населенных пунктах сопровождается существенным увеличением штрафов за нарушение ПДД.
Так штраф за превышение максимально допустимого скоростного режима в населенных пунктах вырастет с 510 гривен до 3,4 тысячи гривен;
– за оставление водителем места ДТП – с 255 гривен до 5,4 тысячи гривен с возможностью лишения водительских прав на срок до шести месяцев;
– за управление транспортным средством лицом, которое не имеет права вождения, – с 510 гривен до 10,2 тысячи гривен, за повторное нарушение – 40,8 тысячи гривен.
– за управление транспортным средством лицом, лишенным права вождения, штраф увеличится с 510 гривен до 20,4 тысячи гривен, повторно – 40,8 тысячи гривен.
Планируется ужесточение уголовной ответственности за совершение ДТП в пьяном виде. За нарушение ПДД лицами, которые управляют транспортными средствами в нетрезвом состоянии, повлекшее смерть человека или тяжкое телесное повреждение — наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет с лишением права управлять транспортными средствами.
Учитывая космические суммы штрафов, еще на этапе принятия следует тщательно прописать процедуры их применения и взыскания. Даже сейчас, при суммах штрафов в несколько сотен гривен водители не спешат их оплачивать и часто игнорируют. В сложных случаях из-за проблем с процессуальным оформлением штрафа, вследствие неквалифицированных действий полицейских, водители часто выигрывают дела в судах. Недостаточно просто повысить штрафы до 40 тысяч. Необходимо тщательно регламентировать все процедурные и процессуальные детали, а также предусмотреть гарантии взыскания штрафов. Например, пока водитель не заплатит штраф изымать автомобиль на штраф-площадку. Непопулярно и болезненно, но без жестких санкций и высокие штрафы могут не помочь.
Также очень вероятно, что новые штрафы повлекут увеличение уровня коррупции среди сотрудников полиции. При штрафах в 40 тысяч взятки также могут исчисляться десятками тысяч гривен. Водитель с радостью даст патрульному взятку в 10-20 тысяч гривен, чтобы избежать штрафа в 40 тысяч и связанных с этим проблем. А если учесть что патрульный за смену сможет фиксировать не один десяток нарушений ПДД, то соблазны очевидны и очень заманчивы. Этот фактор также следует учитывать еще на этапе принятия изменений.
Два года — полуводитель
Единственным из обсуждаемых на сегодняшний день нововведений, вступивших в силу, есть ограничение срока действия впервые выданных водительских прав. Согласно постановлению Кабмина № 885, первое удостоверение водителю выдадут на два года. Если за это время будет меньше двух нарушений, то срок действия документа продлят на 30 лет. За три и больше — придется сдавать экзамен повторно. «Двухлетнее» водительское удостоверение с ограниченным правом управления транспортным средством запрещает развивать скорость выше 70 км/ч.
Слово за Верховной Радой
На практике ввести в действие многие предлагаемые изменения не так уж и просто. Кроме порядка выдачи водительских удостоверений водителям-новичкам, остальные изменения, как уже говорилось выше, находятся в компетенции Верховной Рады. Для увеличения штрафов и ужесточения наказаний за нарушение ПДД необходимо вносить изменения в закон «О полиции», Административный, Уголовный кодексы и др.
Учитывая уровень популизма в парламенте и непреодолимое желание украинских политиков попиариться на горячей теме можно предполагать, что принятие изменений в ПДД и увеличение штрафов не будет гладким.
Также будет необходимо сертифицировать и узаконить технические средства, фиксирующие нарушение ПДД и превышение скоростного режима автомобилями. Сегодня водитель может гнать по городу даже со скоростью хоть 120 км/ч. Полиция его остановит только, если он нарушит другое правило. Уже несколько лет полицейские не пользуется радарами и видеокамерами. Даже в случае очевидного нарушения с превышением скорости доказать факт практически невозможно. В рамках принятия пакета проектов об усилении безопасности депутаты рассмотрят документы по фото- и видеофиксации нарушителей правил дорожного движения и использовании "письмам счастья".
По всей видимости, главная роль в осуществлении предполагаемых нововведений достанется новой Дорожной полиции, о создании которой торжественно провозгласили еще в июне 2017. По словам начальника полиции С. Князева штат новой структуры составляет 3550 сотрудников. Сейчас они проходят четырехмесячную подготовку и в ближайшее время выйдут на дороги. Видимо запуск этой службы и принятие изменений в ПДД хотят каким-то образом синхронизировать.
Битва за миллиарды
В сложившейся суматохе с изменениями ПДД, правах «на два года», снижении скорости и штрафах мало кто обратил внимание, что речь идет о миллиардах гривен. Сами штрафы, усложнение процедуры и предполагаемая многократность оформления (получения) водительских прав идеальная возможность «срезать жирок» с наиболее платежеспособной части населения – автовладельцев. Ведь у кого еще есть деньги как не у человека покупающего машину при нынешних ценах на авто, особенно новые. С другой стороны применение технических средств фиксации скорости и нарушений ПДД, их производство, сертификация, и обслуживание, также потребует значительных бюджетных средств. В МВД решили, что деньги лежат на дороге, и решили вернуть эти денежные потоки под свой контроль.
Увеличение суммы штрафов и ужесточение ПДД тот уникальный случай, когда желание власти «заработать» и реформы в определенной сфере имеют поддержку подавляющего большинства населения. Каким бы не был приоритет чиновников инициировавших изменения в автомобильно-дорожной сфере, при правильной реализации эти нововведения вполне могут повлиять на снижение количества ДТП и сохранить жизни десяткам тысяч украинцев.