Прошло уже больше месяца с того времени, как отменился назначенный на 18 декабря визит Президента Украины Виктора Януковича в Россию, основной темой которого должны были стать новые условия (читай – снижение цен) поставок российского газа в Украину. С тех пор отечественных чиновников не покидает стойкое желание обеспечить диверсификацию путей попадания газа в Украину.
Скандал с LNG-терминалом, который разгорелся после подписания договора на один миллиард долларов с малоизвестным лыжным инструктором ничуть не убавил желания чиновников обеспечить энергетическую безопасность страны неким сказочным образом.
В частности, в понедельник, 21 января, министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что вслед за Польшей и другие страны могут начать импортировать газ в Украину. Напомню, что Польша поставляет в Украину все тот же российский газ, продаваемый немецкой «дочкой» российского «Газпрома». Считать его польским может только украинский министр.
Слова же министра об импорте «нероссийского» газа из Венгрии обладают той же ценностью, что и заявления о «польском» газе. Ну нет в Венгрии месторождений газа, способных обеспечить потребности Украины. Венгрия и себя-то не обеспечивает природным газом. И при всем желании продавать она может или российский, или в крайнем случае норвежский газ. При этом, с учетом стоимости транзита, вряд ли норвежский газ окажется дешевле российского.
Еще одной интересной инициативой выглядит прожект импорта газа через турецкие LNG-терминалы с транзитом по территории Болгарии и Румынии. В Турции тоже нет месторождения газа. И в своих терминалах она может принимать газ либо катарский, либо американский. Но опять-таки, очень интересно узнать, какие же преимущества получит Украина от таких поставок. Поскольку от Катара или США до Турции сжиженный газ надо бы, для начала, привести танкерами, затем на заводе перевести из жидкого состояния в газообразное и перегнать по трубопроводу в Украину.
Замечу, что на данный момент катарский газ, поставляемый в Европу (между прочим, не через Турцию, а через терминалы в Средиземном море), обходится европейцам всего лишь на несколько процентов дешевле российского газа. Если же учесть дополнительные расходы на транспортировку газа танкерами через Босфор, Дарданеллы и Черное море, прием их в Турции, переработку и дальнейший транзит по Болгарии и Румынии, то даже в случае закупки 10-12 миллиардов кубометров (о чем периодически заявляют украинские чиновники), вряд ли его стоимость окажется ниже газпромовской.
Очевидно, что единственным практическим смыслом от таких заявлений может быть разве что попытка своеобразного шантажа «Газпрома» с целью получения более выгодных условий. Но в «Газпроме» тоже есть чем ответить на подобный шантаж, потому как, в отличие от возможных проектов, которыми пугают украинские министры, у Газпрома есть вполне действенные и уже существующие механизмы давления на Украину. Это не значит, что с ним не нужно договариваться о снижении цены, но путь шантажа отнюдь не самый эффективный в данном вопросе, особенно если это касается угрозы, которую невозможно быстро осуществить.