В Украине второй год из-за неспособности Министерства здравоохранения Украины должным образом провести государственные закупки медикаментов для населения и специализированных лечебных заведений, множество людей не могут получить необходимую медицинскую помощь. Нарушение конституционных прав граждан в получении медицинской помощи можно констатировать невооруженным глазом, и все это несмотря на то, что средства для этих целей были выделены своевременно.
Откуда «ноги» растут
Шел 2015 год. На реализацию государственных закупок медикаментов из госказны Министерству здравоохранения Украины были выделены немалые средства – 2,2 млрд гривен. Отмечу, что закупки должны были происходить с привлечением международных организаций, инициатором чего был тогдашний министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили.
И в министерстве, согласно данным официального сайта Минздрава, действительно заключили ряд международных договоров с западными мировыми организациями с целью закупить медикаменты по специализированным и общим направлениям. Среди этих документов, есть договор с компанией UNICEF на сумму 566 млн 124 тыс гривен, который предусматривал закупку иммунобиологических препаратов, а также медикаментов для антиретровирусной терапии детей, подростков и взрослых.
Также был заключен договор с Программой Развития ООН на сумму 881 млн 25 тыс гривен, согласно которому, в страну должны были поставить тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекций, специальные системы, которые позволяют следить за состоянием уже инфицированных пациентов, а также препараты для проведения лабораторных исследований. Кроме вышесказанного, в страну должны были поступить медикаменты и продукты для детей, которые больны орфанными (или редкими) заболеваниями, лекарства и тест-системы для диагностики и лечения туберкулеза, хронического вирусного гепатита, а также общих иммунобиологических препаратов, предназначенных для проведения иммунопрофилактики населения.
И самая, казалось, нужная инициатива – это договор с международной британской компанией Crown Agents, который гарантировал поставку медикаментов для лечения детей с онкологическими заболеваниями, а также необходимых препаратов для проведения химиотерапии. Любопытно, что сама компания позиционирует себя как украинский партнер, который еще с 2013 года помогает Украине с оптимизацией системы закупок на средства Европейского Союза.
Куда «ушли» деньги
Согласно информации Комитета Верховной Рады, на протяжении ноября-декабря 2015 года Министерство здравоохранения Украины перечислило деньги Программе развития ООН в сумме 260 млн 954 тыс 293,89 гривен на открытый счет в Bank of America и 620 млн 70,7 тыс гривен на счета, которые открыты в «Укрэксимбанке». Компания UNICEF получила от министерства 566 млн 124 тыс гривен на счет банка Bank of America Merril Lynch, a компании Crown Agents на счет американского банка Bank of New York Mellon было переведено 750 млн 65,7 тыс гривен.
Поставка медикаментов, а также необходимых препаратов медицинского назначения на выделенные в 2015 году средства началась только в апреле 2016 года, а основные поставки начали реализовывать только во втором полугодии 2016 года. Таким образом, медикаменты, закупка которых началась в 2015 году, до сих пор так и не поступили в Украину в полном объеме. На сегодняшний день 95% медикаментов находятся на складах профильных предприятий Министерства здравоохранения Украины.
Будут ли в Украине лекарства в 2017 году
Как не прискорбно, но подобная ситуация случилась и в 2016 году, когда с такой же целью из государственного бюджета были выделены средства в суме почти 4 млрд гривен, рассчитанных на закупку медикаментов на 2017 год. С теми же международными организациями заключены новые договора и перечислены средства, а именно 843 млн 284,6 тыс гривен в организацию UNICEF, для закупки иммунобиологических препаратов и медикаментов для антиретровирусной терапии взрослых и детей. Также 2 млрд 34 млн 15,9 тыс гривен в Программу развития ООН для закупки медикаментов и необходимых препаратов для до- и послеоперационного периода с трансплантации больных и целого ряда других жизненно необходимых лекарств. И последний договор был заключен с уже известной нам компанией Crown Agents на сумму в 1 млрд 66 млн 778, 7 тыс гривен.
В конце 2016 года, на протяжении ноября-декабря все эти суммы были перечислены этим организациям согласно договорам. Поставка медикаментов по нескольким диагнозам началась уже в ноябре 2016 года, остальная же большая часть препаратов по состоянию на май 2017 года просто отсутствует в медицинских учреждениях.
По данным Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, на сегодняшний день из полного объема лекарств, которыми должны быть обеспечены больные, в Украину поставили только 17%.
«Мы уже устали слышать фразу «медикаментов нет», мы получаем тысячи писем о том, что людям просто нечем лечиться. Закупка медикаментов, средства на которые были выделены еще в 2015 году, до сих пор не завершенная. В 2016 году было выделено почти 4 млрд гривен, а поставили медикаментов в Украину на сегодняшний день только 17%. 4 млрд гривен были просто выведены за границу в американские банки вместо того, чтобы работать на благо украинского народа», — заявила Глава комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец на одной из пресс-конференций.
Почему лекарства просроченные
То, что каждый медикамент, также как и любой продукт потребления, имеет свой срок годности, знаетдаже ребенок. Но видимо не знают в Министерстве здравоохранения Украины. В Закон Украины «О лекарственных средствах» были внесены изменения, согласно которым в медикаментах, поставленных с помощью международных организаций, не регулируется срок годности. Так, множество препаратов, поставленных в Украину, имели краткий срок годности или же были вовсе просроченными. Например, реагенты, которые были предназначены для терапии ВИЧ-инфекции, попали на склады министерства за 26 дней до окончания их срока годности, а в регионы – за неделю до просрочки.
«Мы столкнулись с тем, что любая общественная международная организация может поставить Украине любые медикаменты с любым сроком годности. Существует общеизвестный факт, что если срок годности медикамента составляет меньше 6 месяцев, он может быть перенаправлен только на гуманитарную помощь. Но такие медикаменты были закуплены за полную стоимость госпожой Супрун, и еще ранее господином Квиташвили, а срок таких лекарств – 2 недели, месяц, 2-3 месяца», — заявил экс-министр здравоохранения Украины Олег Мусий на одной из пресс-конференций в Киеве.
Одним словом, за такую «гуманитарную помощь» Украина заплатила миллиарды из государственной казны, при этом, по состоянию на середину мая, не получив даже половины медикаментов, которые ожидаются.
По данным самого Минздрава, в сентябре 2016 года согласно программе «Детская онкология», в регионы было поставлено 880 флаконов бельгийского препарата на сумму 988,1 тыс гривен, срок годности которого истек еще в апреле 2017 года. Согласно информации Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» этого препарата у них до сих пор остается на сумму 268, 4 тыс гривен. Такая же ситуация и в других областях Украины, в частности, в Житомирской, Закарпатской, Полтавской, Херсонской, куда в декабре 2016 года поставили препараты с конечным сроком годности на сумму в 165 тыс гривен. Во многих больницах этот препарат до сих пор не был использован, и очевидно, что эти медикаменты уже не могут присутствовать в процессе лечения детей.
У своих не берут, хотя дешевле
Множество препаратов, которые предлагают международные организации по своей цене, можно закупить у отечественных фармацевтических компаний. Но вопрос поддержки украинского производства не стоит на повестке дня не только в вопросах здравоохранения, а и у других министерств.
«Ну, вот какой здоровой логикой можно объяснить, когда международная организация ПРООН за бюджетные средства покупает жизненно необходимые для больных гемофилией (препараты для свертывания крови) у зарубежного производителя (Кедрион, Италия)" на тендере " по 0,16 долларов, в то время, как отечественный производитель (Биофарма, Украина) предлагает их на этом же тендере по 0,11 доллара? Кто ответит за потери госбюджета, которые только по одной этой закупке превышают 15 млн гривен? Кто объяснит пациентам, чего постоянно растущего государственного финансирования не хватает, чтобы спасать их здоровье, а иногда и жизни?» — заявлял представителям СМИ председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.
Действительно, подобные примеры являются преступлением не только против своего же народа, а и против экономического развития государства в целом. Многие украинские предприятия являются в действительности высокотехнологическими компаниями, работающие, как правило, на экспорт, а не на обеспечение собственного рынка. Причина? У своих не берут, пусть даже дешевле. Каким может быть выход?
Не единожды шла речь о создании специального, украинского закупочного агентства, которое бы функционировало при проекте Минэкономики «ProZorro». Правда вот сам Минздрав пока не видит в этом необходимости…