К сожалению, Украина утратила свою собственную фармацевтическую промышленность. Если во времена СССР страна полностью обеспечивала себя витаминами, вакцинами, сыворотками, препаратами крови, кровезаменителями, инфузионными средствами, многими антибиотиками, сердечно-сосудистыми препаратами, то на сегодня мы практически полностью потеряли свою сырьевую базу для их производства и полностью зависим от поставок импортных химических ингридиентов для фармацевтической промышленности.
Несмотря на то, что в Украине действуют более 100 фармацевтических предприятий, в подавляющем большинстве они занимаются только фасовкой импортных препаратов, завезенных в страну бочками и ящиками, либо изготовлением собственных препаратов из заморских компонентов. Причем, в отличии от цивилизованных стран мы закупаем сырье не у фирм разработчиков лекарства, где оно более очищено и прошло должный контроль, а у производителей из третьих стран, прежде всего Китая и Вьетнама. Единственный завод с полным циклом производства инсулина «Индар», одно из немногих предприятий мирового уровня, периодически подвергается рейдерским захватам.
Еще 20 лет назад каждая центральная районная, любая городская и областная больницы, имели собственную аптеку, где изготовляли физиологический раствор и глюкозу для внутривенных инфузий. Они производились по мере потребности, тут же стерилизовались и стоили копейки.
С переделом фармацевтического рынка это было запрещено, под предлогом недостаточного качества изготовленных препаратов. Теперь эти инфузионные растворы изготавливаются крупными фармацевтическими фирмами и каждый флакон поставляется в лечебные учреждения по ценам в сотню раз больше себестоимости, при этом нередки побочные реакции на целые серии этих препаратов. По данным Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (ГИКК), около 50% субстанций для производства инфузионных растворов не зарегистрированы в Украине.
Еще на заре независимости любая аптека, по рецепту врача могла приготовить экстемпоральное лекарство – мазь, микстуру, порошок, капли, настои и отвары. Под прессом фармацевтических фирм и крупных производителей, эта сфера фармации к сегодняшнему дню фактически полностью уничтожена. Сегодня только самые крупные лечебно-профилактические учреждения могут себе позволить получать экстемпоральные лекарства из аптеки.
Фармацевтическая транснациональная корпорация опутала своей паутиной весь мир. По сути это одно огромное государство без границ, занимающее всю планету и диктующее свои взгляды всем национальным правительствам.
По прибыльности, среди официальных способов получения доходов, мировая фармацевтическая отрасль занимает 3-е место после сетевой и другой коммуникационной сферы и нефтедобычи. Среди неофициальных источников получения прибыли — первые три места занимают торговля наркотиками, оружием и людьми. />
Транснациональные фармацевтические компании прочно обосновались и в нашем государстве. Весь фармацевтический рынок страны переделен между несколькими крупными фирмами. Оборот фармацевтической отрасли в мире составил в 2008 г. 773,1 млрд. долларов, что сопоставимо с суммарным ВВП — 730 млрд. дол. — примерно половины стран мира (90 беднейших из 180). При таких колоссальных доходах, они фактически могут определять экономическую политику суверенных государств и лоббировать свои интересы. Именно с этой точки зрения и необходимо рассматривать ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке нашей страны.
Доказано, что побочные реакции от лекарств возникают у 10-20% стационарных пациентов. Например, в США серьезные побочные эффекты регистрируются ежегодно у 2,1 миллиона больных и являются четвертой по частоте причиной смерти! Количество жертв лекарственной терапии в три раза превышает число погибших в дорожно-транспортных авариях! И это при том, что в США почти все лекарства отпускаются по рецепту. В Штатах каждый год от побочных действий и неправильно подобранных лекарств погибают более 100 тысяч человек — и эта причина занимает 4-е место среди основных причин смертности населения.
В Евросоюзе от побочных действий лекарств ежегодно погибает около 200 тыс. человек, а в Украине эта статистика полностью отсутствует. У нас число погибших составляет – 0. Хотя по данным отечественной статистики, побочные действия лекарств испытывает на себе каждый двадцатый гражданин Украины. По словам специалистов, в неофициальной статистике этот процент гораздо выше.
Ежедневно практические врачи заполняют специальные формы о побочных действиях лекарств они уходят в комиссию по контролю за лекарственными средствами, но вся реакция состоит лишь в том, что еженедельно в лечебные учреждения приходят списки медикаментов, которые изымаются из обращения. От этого страдают прежде всего больницы, уже закупившие эти препараты, и простые граждане, которые приобрели их в аптеках. Никто не компенсирует больнице деньги затраченные на покупку медикамента, который по тем или иным причинам изъят из употребления.
Часто наблюдаются ситуации, когда целая серия антибиотика или инфузионного препарата запрещается к применению, при этом лечебное учреждение не имеет ни копейки, чтобы закупить его аналог. Все это ложится на плечи самих больных и их родственников. При этом до обычных больных, находящихся на амбулаторном лечении, информация о непригодности конкретного лекарства никогда не доходит и они продолжают принимать опасный или фальсифицированный медикамент. Даже если они случайно узнают о том, что принимают фальсифицированный препарат, никто не вернет им деньги и не заменит его на настоящий. Аптеки не принимают назад проданные медикаменты и не обменивают их на аналоги.
Зарубежные фармацевтические фирмы нуждаются в испытании новых препаратов на людях. В цивилизованных странах это очень кропотливый процесс, а исследования на детях запрещены полностью. Именно поэтому на многих препаратах можно увидеть надпись – не применять у детей до 3-х, 12-ти лет, не использовать у беременных.
Эта проблема решается путем проведения клинических испытаний лекарств в развивающихся странах Азии и Африки. Заплатив несколько сот долларов старосте деревни, фармфирмы получают возможность изучать побочные действия и эффективность препаратов на людях, часто и на детях. Но дело в том, что испытания, проведенные на чернокожих или азиатах, могут не совпадать с действием лекарств на европейцев — в силу генетических особенностей. Независимая Украина превратилась в сегодня в страну третьего мира и наша власть для получения прибыли дала разрешение на проведение многоцентровых исследований лекарственных препаратов на наших гражданах. Следует отметить, что соседняя Россия поступила более гуманно по отношению к своему населению, отказав в таких испытаниях на россиянах.
В США и Европе врач, получающий от 50 до 150 тыс. долларов в год, никогда не станет рисковать своим местом и репутацией, проводя испытание медикаментов на своих пациентах. Другое дело Украина, где годовая зарплата доктора колеблется от 1300 до 3000 долларов. Вполне вероятно за несколько сотен долларов найти врача, который будет проводить клинические испытания необходимых лекарств. Вместо старосты деревни можно заплатить тысячу долларов главврачу больницы и он разрешит испытание на своих пациентах. Да и наши министерские чиновники, за более круглую сумму, пропустят эти препараты в страну и даже обеспечат им массовое тестирование. Все еще должны помнить случай смерти подростка от несертифицированной в Украине вакцины от кори и краснухи, который произошел в 2008 г. Тогда главный санитарный врач страны Н. Проданчук разрешил ее использование.
Больше всего нас пытались порадовать тем, что на проведение кампании средства не будут тратить из бюджета – и сами вакцины, и расходные материалы на сумму $5,3 миллиона долларов США в виде гуманитарной помощи в Украину поставляет международная организация ЮНИСЕФ. Единственным мотивом для вакцинации украинских детей и издания приказа, положившего начало сомнительной кампании, стало выполнение программы ВОЗ по ликвидации кори в Европейском регионе и сертификации Украины, как зоны свободной от кори. То есть не Конституция и не законы Украины, и даже не государственные программы обеспечения здоровья граждан – а решение международной неправительственной организации, существующей на деньги фармацевтических компаний, стало основанием для вакцинации девяти миллионов наших молодых соотечественников!
Все утешающие нас рассказы о том, что в Украине происходят только конечные испытания лекарств, ранее прошедшие проверку на животных и в странах третьего мира, разбиваются о трагические факты. В 1959-61 году широкое применение у беременных приобрел препарат талидомид, который использовался для снятия явлений токсикоза и как успокаивающее средство. Препарат прошел все испытания, был широко разрекламирован, применялся во всех западных странах, как результат у матерей, использовавших его, рождались дети без конечностей. Примерно половина этих новорожденных умерла, а 10 тыс. калек без ручек и ножек остались жить. Фармацевтическая фирма принесла извинения и отделалась выплатой компенсаций жертвам ужасного медицинского эксперимента.
Сегодня, обнищавшее украинское население согласится на любую возможность получить бесплатное лечение, а информировать людей о том, что на них проводятся испытание, вряд ли кто станет. Да и любая мать, у которой нет денег на лечении своего тяжелобольного ребенка, ухватится за соломинку в надежде сохранить ему жизнь.
Таким образом, всеобщая нищета украинцев, сокращение доступности медицинской помощи превращают нашу страну для крупных фармацевтических корпораций в идеальное место испытаний на наших людях новых медицинских препаратов, не особо опасаясь за нанесение ущерба здоровью населения и многомиллионных судебных исков. А реклама способствует обогащению представителей фармбизнеса, вынимая из карманов жителей последние гроши, часто на абсолютно неэффективные препараты.