Пока чиновники тратят бюджетные деньги на служебные иномарки в полных комплектациях или дорогую мебель в своих кабинетах, есть более «приземленные» проблемы, требующие миллионных вливаний. Взять, к примеру, канализационные системы украинских городов. Проблема вроде невидимая, поскольку коммуникации находятся под землей, но в любой момент все эти трубы с фекалиями могут лопнуть из-за своей ветхости. «ГолосUA» решил выяснить, почему чиновники игнорируют явную подземную угрозу и чем это грозит мегаполисам?
ДЕНЕГ НЕТ – НЕЧИСТОТ ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ
Начнем с Киева. Главный канализационный коллектор столицы находится под землей, порой на глубине нескольких десятков метров, и тянется по правобережной части города с севера на юг. Его протяженность почти 10 км.
«В действующий коллектор спуститься невозможно, поскольку он наполнен фекалиями, — рассказал «ГолосUA» бывший начальник Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Киевской горадминистрации Виталий Пшеничный. — Учитывая, что коллектору уже более 40 лет, думаю, он уже не годен к эксплуатации. Спасает то, что канализация проходит на большой глубине, где есть глина. Она сама по себе является хорошим водоупором и держит остатки коллектора. А если бы это были песчаные грунты, он уже бы давно развалился. Защитный слой бетона там уже давно утратил свои свойства».
То, что действующий коллектор уже пришел в негодность и его «съела» газовая коррозия, подтверждает «ГолосUA» и гендиректор «Киевметростроя» Владимир Петренко. Его структура строит дублирующую ветку «фекального тоннеля».
По замыслу, после сдачи этого объекта в эксплуатацию, в него запускают нечистоты, а ныне действующий коллектор «отправляется» на ремонт.
Владимир Петренко говорит, что в преддверии Евро-2012 чиновники на высшем уровне опасались, чтобы главный коллектор не выдал какой-нибудь сюрприз и не произошла техногенная катастрофа. Поэтому были профинансированы работы по строительству нового коллектора от зоны в пределах Стратегического шоссе до НСК «Олимпийский».
«Эта часть коллектора длинной около 4,5 км была построена практически под ключ, внутри даже закрыли все полиэтиленом, чтобы железобетон уже не подвергался газовой коррозии и служил столетиями. Но после Евро-2012 работы были остановлены за неимением средств», — говорит гендиректор «Киевметростроя».
Он также добавил, что вопрос о дальнейших работах не решен, а власти за выполненные работы еще и долги оставили в размере нескольких десятков миллионов гривен.
«Механизированный проходческий щит сейчас стоит, он не дошел буквально 240 м до конца коллектора. Если предположить, что деньги начнут выделять регулярно и в полном объеме, то через полтора-два года дублирующий коллектор можно было бы запустить», — отметил Владимир Петренко.
В «Киевметрострое» говорят, что для этого нужно чуть более 400 млн грн. Между тем неизвестно, будут ли выделены деньги на продолжение строительства коллектора в этом году.
«Пока нет плана социально-экономического развития Киева на 2014 год. Постараемся заложить деньги на этот объект», — заявил и.о. главы КГГА Анатолий Голубченко.
По большому счету чиновники «пробуют заложить» деньги уже почти 20 лет. Именно столько строится новый коллектор. То есть, все это время город живет, как на пороховой бочке.
По мнению Пшеничного, этот объект должен быть приоритетным для города и строить его нужно не по остаточному принципу финансирования.
«Если остановится, к примеру, метро, то это будет очень плохо, но если выйдет из строя коллектор, наступит экологическая катастрофа. Куда город будет сбрасывать свои фекалии? Нет возможности их переключить в другой коллектор», — подчеркнул экс-начальник главка по чрезвычайным ситуациям.
«Все зависело от финансирования. Были годы, когда вообще не выделяли денег на строительство коллектора, например, в прошлом году ни копейки не дали. А вообще, при нормальных условиях его можно было бы построить за пять-шесть лет», — уверяет Петренко.
ЧИНОВНИКАМ НЕИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ ДЕРЬМОМ
В областных центрах ситуация не лучше, чем в Киеве. К примеру, луганская канализационная система — это 350 км сетей. В Луганске сточные воды текут снизу вверх и поднимаются с 50 м на высоту 166 м над уровнем моря. Для этого нужно много электроэнергии, потому вода в Луганске очень дорогая. Изношенность луганской канализации довольно велика – 27 % (94,5 км). К примеру, прокладка 1 км канализации, сделанной из стальной трубы диаметром в 1 м, стоит миллион гривен, что для местного бюджета — дело дорогое.
В свою очередь канализационный коллектор в Симферополе был построен еще в 60-е годы прошлого века. Сегодня из-за недостаточной пропускной способности сточные воды выливаются на поверхность через смотровые колодцы, в городе то и дело случаются прорывы и аварии.
Благо, до серьезных техногенных катастроф дело пока не дошло. 100% изношенности коллектор достиг еще в начале 2000-х. Поэтому было принято решение построить вторую ветку. Планировалось, что она будет идти к очистным сооружениям от улиц Воровского и Москалева.
По словам мэра Симферополя Виктора Агеева, для завершения строительства нового коллектора глубокого заложения необходимо 400 млн грн. Таких денег в бюджете города нет.
«Строительство новой ветки коллектора началось уже давно, в 2008 году. Но из-за недостатка финансирования оно было заморожено. Осталось там порядка 13 км, чтобы «дойти» до очистных сооружений. Сумма нужна приличная, поэтому мы сегодня обращаемся и в Совет министров Крыма, и в Кабинет министров Украины за помощью. Мы просим хотя бы миллионов 90, чтобы начать и поэтапно выполнять основную работу», — заявил градоначальник.
В то же время, по мнению директора Института города Александра Сергиенко, вся проблема в том, что властям, в частности, и столичным, более интересны другие объекты, с которых можно получить много откатов.
«На реконструкцию НСК «Олимпийский» государство нашло более 4 млрд грн, а на обеспечение безопасности городов от канализационных катастроф не могут найти несколько сотен миллионов гривен. Просто во втором случае много денег не поимеешь», — подытожил эксперт.