Против Фонда госимущества, который только то и делает, что следует букве закона, развязана настоящая информационная война. Связана она с предстоящей продажей госпакета акций последнего независимого национального авиаперевозчика, компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Сайты пестрят заказными «размышлизмами» о «зиц-председателе Рябченко» и «бесконкурентном конкурсе по продаже 61,58% МАУ». Судя по накалу страстей, заказчики явно нервничают. В то время как Фонд госимущества подчеркнуто спокойно, шаг за шагом, исполняет требования законодательства.
Более того, даже экспертная оценка стоимости принадлежащих государству акций МАУ, которая обязательно проводится в ситуации с одним претендентом на пакет, не устроила ФГИ. И хотя оценщик – "Украинская экспертная группа" – определил стоимость госпакета акций в 270 млн грн., что на 20 млн. грн. больше, чем названная главой Фонда Александром Рябченко минимальная цена 250 млн грн., обоснование было отправлено на доработку. А почему? Потому, что Фонд госимущества делает все, дабы никаких, даже формальных зацепок для судебных исков по конкурсу не оставалось.
В то же время противники ФГИ озадачены лишь одним вопросом: как заставить Фонд продать им пакет акций МАУ, несмотря ни на что. Цена этого вопроса – в абсолютной, беспрецедентной монополизации украинского неба одной финансово-промышленной группой. Какой? Об этом, а так же о влиянии «неформального монополизма» на стоимость украинских авиабилетов уже неоднократно писали разные издания. И коль мы затронули эту тему, будет весьма уместно процитировать фрагменты некоторых публикаций.
Самая познавательная, на мой взгляд, вышла в газете «Дело» http://delo.ua/business/ecshe-odna-aviakompanija-peres-145285/ и называлась «Приват» купил авиакомпанию "Роза Ветров". Цитируем: Эксклюзив газеты "Дело": «Роза Ветров» стала четвертой отечественной авиакомпанией, которая перешла под контроль структур Игоря Коломойского. Теперь доля рынка авиаперевозок, занимаемая «Приватом», выросла до 60%.
Факт смены собственника в «Розе Ветров» подтверждают. Об этом также свидетельствует политика, которой последнее время придерживается «Роза Ветров». В частности компания активно развивает сотрудничество с другими подконтрольными «Привату» авиакомпаниями: «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днипроавиа»… Также на период летней навигации «АэроСвит» и «Роза Ветров» объединили свои маршруты на направлении «Киев – Москва». При этом оператором перевозок на частотах, выделенных «Розе», стал именно «АэроСвит»…
По мнению экспертов, именно привлекательное московское направление стало основной причиной поглощения «Розы Ветров» структурами Игоря Коломойского…Сегодня, согласно межправительственному соглашению между странами, украинские перевозчики имеют право осуществлять из Киева в Москву 35 рейсов в неделю. Из них «АэроСвит» совершает 26 рейсов, а «Роза Ветров» — 9. После поглощения последней группа «Приват», по сути, является монополистом в данном направлении…
Необходимо отметить, что информация о смене собственника не была представлена и в Антимонопольный комитет. Напомним, сегодня ведомство рассматривает дело об объединении «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днипроавиа» в единую структуру. И если в момент принятия решения станет известно о причастности собственников этих компаний к покупке нового авиаперевозчика, государственное ведомство может признать объединение незаконным. Тем временем, по информации «ДЕЛА», все четыре авиакомпании, входящие в неформальный авиаальянс «Привата», уже в скором времени могут ввести единую униформу для своих экипажей…
Развивая мысль журналистов дальше, можно с большой долей вероятности предположить, что захватив МАУ с ее привлекательными зарубежными маршрутами, новый собственник сделает с ней то же, что и с «Розой Ветров»: маршруты и самолеты заберет, а компанию развивать не станет.
Уже сейчас очевидно, что основная ставка делается на «АэроСвит». Все остальные участники «летного альянса» — либо доноры материальных ресурсов, либо подставные лица для приватизации. Например, на форумах авиаторов сотрудники «Днипроавиа» жалуются на задержки в зарплате, а «Розы Ветров» — на предстоящее сокращение персонала.
Это не удивительно. «Днипроавиа» испытывает финансовые проблемы уже много лет. С 2004 года компания проходила процедуру банкротства, а за 2008 год ее убыток увеличился в 32,2 раза — до 215 млн. грн. Убыток за 2009 год вырос еще больше – до 274,723 млн. грн. Фактически ее взял за долги вместе с Днепропетровским аэропортом главный кредитор – «Приват». Подконтрольное ему ООО «Галтера» купило 95% акций «Днипроавиа» за символическую сумму в $7,4 млн.
Не ахти дела и у «Розы Ветров»: 2008 год она закончила с прибылью в 1 млн грн, в последующие годы о своих финансовых результатах умалчивала. Вплоть до своего поглощения. И тоже ведь понятно: не от хорошей жизни пришлось продаваться! /> Удивительно другое: эти две слабенькие компании, не конкуренты мощному МАУ, претендуют на его покупку! Да-да, это не шутка! Более того, «Днипроавиа» и «Роза Ветров» предлагают за госпакет акций «Международных авиалиний…» слишком большие как своих финансовых возможностей деньги. «Роза Ветров» заявила о готовности заплатить за 492,9 млн. грн., а «Днипроавиа» — 516,841 млн. грн. Кто больше!
Собственно, «Роза…» и «Днипроавиа» и есть те самые «ущемленные инвесторы», которые так «пекутся» об интересах государства, демонстрируя готовность вложить в МАУ если не свою душу, то чужие деньги. А Фонд госимущества, дескать, мешает им устроить между собой аукцион невиданной щедрости, потому, что следует законам Украины.
Напомним, что, согласно сообщениям СМИ, главный пункт претензий к ФГИ – признание за акционерами преимущественного права на покупку госпакета МАУ. Но закон «Об акционерных обществах» гласит, что «акционеры частного акционерного общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене и на условиях, предложенных акционером третьему лицу, пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них» (п. 3. ст. 7 закона).
И то, что выставленный на продажу пакет был предложен сначала акционерам, это просто исполнение закона, а не прихоть ФГИ.
Кстати, не за горами приватизация принадлежащего государству пакета акций «АэроСвита» в 22,3941%. И у «Привата» будет возможность воспользоваться этой же законодательной нормой, чтобы докупить акции компании. В 2009 году, когда вопрос приватизации обсуждался, но был застопорен судом, «Днипроавиа» уже заявила о готовности платить за более сильного конкурента. Ну, так пусть и платит! Не много ли для одной маленькой убыточной компании покупать сразу двух крупнейших национальных перевозчиков?!
Вторая разрекламированная претензия к Фонду касается цены. Дескать, 250 млн. грн. – это заниженная цена. А рыночная – миллиард! На самом же деле рыночная цена – это та, которую установил рынок и подтвердил в своих выводах профессиональный оценщик.
То, что Фонд госимущества не лукавит, доказывает простой математический подсчет: весной прошлого года 6% акций МАУ были проданы примерно за 25-27 млн грн. Сейчас продается в 10 раз больше акций – 61,58%. Умножаем 25-27 млн. грн. на 10 и получаем две цифры: ту, что назвал Александр Рябченко как минимальную, и ту, что насчитал оценщик.
Но и так понятно, что дело вовсе не в цене госпакета, а в совсем другой цифре. По данным газеты «Дело», МАУ сейчас обслуживает 30,4% рынка авиаперевозок. Просуммируем эту цифру и те 60% авиарынка, который контролируется «Приватом», и получаем – свыше 90%!
Т.е. «Приват» становится полноправным хозяином в небе Украины. И может диктовать свои условия всем, кто так или иначе связан с авиаперевозками. А, если надоест, никто ему не помешает сбыть весь авиахолдинг иностранному покупателю, лишив Украину национальной авиации. Это и есть причина нервозности заказчиков пустопорожнего «черного пиара».
А причина, по которой им не удается добиться своего, лежит в плоскости законопослушания со стороны ФГИ. «У нас нет ни «любимчиков», ни «нелюбимчиков», мы не играем в поддавки и не проводим конкурсы «под кого-то». Мы следовали, следуем и будем следовать букве закона. Потому, что это единственно правильный путь, который сделает украинскую приватизацию привлекательной для инвесторов», — уверенно говорит председатель ФГИ Александр Рябченко.