Система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) должна заработать на украинских дорогах уже этой осенью. В полиции уверены, что нововведение обуздает лихачей, снизит аварийность, повысит культуру вождения, а также улучшит дорожную безопасность. Вместе с тем эксперты предостерегают, что система может сдать сбой из-за расхождений с Конституцией.
Внедрение фотофиксации нарушений ПДД, как говорят представители власти, уже полностью урегулировано: все нужные документы для этого одобрены. До этого система работала в тестовом режиме в Киеве и Одессе, хотя основной пакет законов для появления фотофиксации был принят еще в 2015 году. Полноценному запуску системы мешали разногласия с Конституцией в части презумпции невиновности и принципа индивидуальности наказания. Теперь же закон № 2262-VIII, который вступит в силу в сентябре, должен устранить эти недочеты. Так, по крайней мере, заявляют инициаторы фотофиксации.
К осени, как говорит глава подкомитета Верховной Рады по безопасности дорожного движения Игорь Диденко, оборудование и цифровая инфраструктура, необходимые для работы системы, должны быть готовы на 100%.
Согласно законодательству, ответственность за нарушение ПДД, зафиксированное дорожной камерой, будет нести юридический владелец авто.
То есть, «письма счастья» со штрафами будут приходить на его почтовый ящик, а фактический водитель-нарушитель выйдет сухим из воды, если он не пожелает сам прийти в полицию в течение двух недель.
Если штраф будет оплачен в течение 5 дней, то автолюбитель получит 50% скидку, ну а если прошло более месяца, то сумма в уведомлении двукратно увеличивается. А вот неоплаченный штраф двухмесячной давности будет передаваться в Государственную исполнительную службу для принудительного взыскания.
«Такая практика успешно действует во всем мире. Ведь транспортное средство – источник повышенной опасности, равно как и оружие. Никто, например, не пытается оспорить то, что ответственность за использование оружия в первую очередь несет именно его владелец», – разъясняет Диденко.
Стационарные камеры в автоматическом режиме будут регистрировать превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и на пешеходную зону, нарушение правил на полосе для маршрутного транспорта и на железнодорожном переезде. Также видеокамеры будут фиксировать неправильную остановку и стоянку автомобиля.
Ожидается, что на первых порах таких камер будет около 4 тыс. единиц по всей стране. Они будут находиться в местах концентрации ДТП. Вместе с тем для масштабного покрытия дорог фотофиксацией необходимо несколько миллиардов долларов, которых в государственной казне нет. Поэтому для их закупки в будущем будут привлекать зарубежных инвесторов.
Кроме того, планируется, что на дорогах государственного и международного значения появятся также мобильные посты по фиксации нарушений ПДД.
Правозащитник Владимир Караваев, комментируя ожидаемое дорожное новшество, говорит, что нынешняя законодательная основа фотофиксации вступает в противоречие «как минимум с 5 норами Конституции».
«Нельзя человека, который сидит на диване, смотрит телевизор, привлекать к ответственности за превышение скорости. Человек должен четко понимать, что является нарушением и за что его могут привлечь. В данном случае нарушается принцип правовой неопределенности», — подчеркнул эксперт.
Юрист отмечает, что авторы закона при его разработке руководствовались опытом Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), основанным на законодательстве Нидерландов. Но в Украине законодательство другое, поэтому данный механизм фиксации нарушений ПДД и ответственность за них может не заработать.
«Был случай, что владелец передал свой автомобиль другому человеку, он нарушил правила, полиция не смогла установить личность нарушителя, поэтому привлекла к ответственности владельца. Тот обратился в суд, но он стал на сторону полиции. Когда авторы законопроекта делали ссылку на это решение ЕСПЧ, не обратили внимания на один очень существенный момент: ЕСПЧ ссылался на законодательство Нидерландов. Там указано, что передавая в пользование транспортное средство другому человеку, владелец принимает на себя всю ответственность за такое решение. Это так называемая «солидарная ответственность». У нас же в законодательстве нет такой нормы. Без этого такой механизм у нас просто невозможен», — рассказал правозащитник.
По его словам, после дискуссии с разработчиками закона последние поняли свою ошибку, и теперь будут вносить необходимые правки. Но это длительный процесс.
Более того, для полноценного старта системы необходимо создать слаженный механизм цифровой фиксации и обработки нарушения ПДД, а также наладить эффективную координацию между полицией, пограничниками и «Укрпочтой», которая будет занята рассылкой штрафных уведомлений.
«Количество нарушений ПДД снизится, если система будет работать оперативно. Но есть прецеденты, когда камеры зафиксировали нарушение ПДД, но обработка этой информации не происходит. Таких фактов – тысячи. Поэтому важно, чтобы была не только фиксация, но и автоматическое формирование документа о нарушении и рассылка с уведомление водителей», — комментирует координатор движения «Взаимопомощь» Виктор Медведь.
В правительстве рассчитывают, что в 2018 смертность на дорогах уменьшится на 30%. Надежды чиновники возлагают не только на автоматическую фиксацию нарушений ПДД, но и новые правила, запрещающие автомобилям превышать скорость 50 км/ч в городском цикле. Кром того, ожидается новое ужесточение санкций за нарушение правил. Повлияет ли это на статистику ДТП, покажет время.
Тем временем смертность на дорогах в Украине остается самой высокой среди всех стран Европы. Так, за четыре месяца 2018 года в Украине было зарегистрировано более 45 тысяч ДТП, в которых погибли 749 человек, еще около 6 тысяч пострадали.