Украина не ищет легких путей: вместо того, чтобы интегрироваться в Таможенный союз и получать газ вдвое дешевле, она наступает на старые грабли конфликта с Россией. Ситуация до боли напоминает период «ющенковского» противостояния с Москвой, из-за которого наши западные соседи мерзли в 2006 и 2009 годах. Помня тот опыт, Евросоюз, будто бы уже раскрывший объятия для ассоциации, старается быстрее достроить новые газопроводы в обход Украины. С чем мы останемся после этих газовых «танцев»? Да ни с чем…
ФАКУЛЬТАТИВ С «ГАЗПРОМОМ»
8 ноября украинский «Нафтогаз» официально перестал отбирать российский газ. За три дня до этого вице-премьер-министр Юрий Бойко заявил журналистам, что если «Газпром» не пойдет на уступки, «мы также будем подходить с точки зрения обеспечения только собственной коммунальной сферы, а обеспечение в пиковые режимы Европы будем проводить факультативно».
Под факультативом, видимо, подразумевается, повторение опытов с «замораживанием» Европы. А под уступками — реструктуризацию долга $882 млн за август, на который нам насчитали пеню в 6% годовых. Но, если поставки не возобновятся до конца года, то получится, что в 2013-ом мы выбрали только 11 млрд куб. м газа (из них 3,2 млрд куб. м — в октябре) из годового объема в 41 млрд куб. м, обязательного по контракту. Недобор грозит штрафами: 300% в зимний период (то есть сейчас) и 150% — в летний.
Фактически Украина недобирает газ уже несколько лет, но Россия пока не применяла к нам санкций за это. «Штрафная тема» посеяла раздор в рядах регионалов. Лидер парламентской фракции ПР Александр Ефремов в панике заявил, что Россия готовит 10-миллиардный иск и не куда-нибудь, а в Стокгольмский суд, то бишь — в Европу, которая с нами дружит. Это заявление опроверг вице-премьер Бойко. Он сказал, что ни о каком иске не знает, а отношения с Россией, несмотря на все трудности, остаются деловыми.
ЛУКАВСТВО ОЛИГАРХОВ
Примирительный тон Бойко имеет простое объяснение. В истории с прекращением закупок газа с 8 ноября на самом деле много лукавства. Российский газ продолжает к нам поступать. Но не в адрес «Нафтогаза», а в адрес посредника — компании Ostchem давнего партнера "Газпрома", олигарха Дмитрия Фирташа, к которому Бойко, как известно, близок.
В течение октября Ostchem закачала около 4 млрд куб. м в подземные хранилища (ПХГ), и в итоге запасы Украины составляют 19,3 млрд куб. м. К тому же Ostchem заводит в Украину газ из Польши и Венгрии. Но и тут мы сталкиваемся с еще одним лукавством: Венгрия — не Катар, «венгерского» газа не существует. Это газ российский, просто купленный через третьи руки. Вся эта ситуация до боли напоминает историю с компанией «РосУкрЭнерго» того же Фирташа, которая снабжала Украину туркменским газом в 2006-2008 годах.
НАЗАД В ПРОШЛОЕ
До прихода Виктора Ющенко к власти, Украина получала газ по бартеру – в обмен на транзит в Европу. Националисты разрушили эту модель и потребовали перевести все расчеты на деньги. В итоге Украина проиграла: доходы от транзита, вопреки надеждам, оказались несравнимо меньше расходов на закупку.
К тому же бесконечные торги вокруг цены на газ и ставки транзита привели к тому, что с 1 января 2006 года «Газпром» прекратил поставки в Украину. А вскоре, обвинив нас в незаконном отборе транзитного газа, отключил заодно и Европу. Конфликт удалось разрешить только в ночь на 4 января 2006 года. Тогда и появился посредник «РосУкрЭнерго», который формально поставлял «смесь» дорогого российского газа с более дешевым туркменским, за счет чего удалось снизить цену. Но, как и «венгерского» газа не существует, так и туркменский к нам не доходил, а замещался в трубах российским.
В 2008-2009 годах возник новый спор по долгам, очень похожий на нынешний. И всю первую декаду января 2009 года Европа снова мерзла без газа. Итогом того конфликта стало пресловутое «Юлино соглашение» с ценой за газ в $450 за тыс. куб. м, а также повышенный энтузиазм наших европейских «друзей» в плане строительства новых газопроводов в обход Украины.
СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ
«Северный поток» уже действует, а строительство «Южного» началось как раз в эти дни: первый камень заложен 1 ноября в Болгарии — стране, входящей в Евросоюз. Вице-премьер Бойко по этому поводу заявил, что не понимает позицию ЕС, допустившего старт строительства "Южного потока", что «является прямой угрозой нашим национальным интересам и противоречит всем законам ЕС». А также добавил, что «мы ведем достаточно жесткий диалог с руководством этих стран и с руководством Еврокомиссии».
Ну, «жесткий» диалог по-нашему — это стоять под подъездом Еврокомиссии и плакать: дескать, как же так, обидели накануне ассоциации. И писать челобитные европейским комиссарам. Однако все эти жалобы не помогут: Европа твердо решила больше не мерзнуть. Своя рубашка ближе к телу.
«Южный поток» будет введен в эксплуатацию через два года. Мы останемся и без трубы, и без газа. Уже сейчас Словакия, чтобы поучаствовать в строительстве «Южного потока», не выполняет договоренности о реверсе газа в Украину.
Как же мы будем жить, когда в результате всех этих «танцев» с Россией и ЕС потеряем все? Будем жить иллюзиями. Очередной прожект — вернуться к закупке туркменского газа. А чтобы его доставить без России — построить (сущая «мелочь» на несколько миллиардов долларов)… транскаспийский газопровод из Туркменистана через Турцию и Черное море. Как тут не вспомнить фразу из старого советского фильма про Буратино: «Еще десять тысяч ведер воды, синьор, и золотой ключик у нас в кармане!»