Госбюро расследований, по экспертному мнению, создают не торопясь, чтобы не заводить дела на высших госчиновников. А в 2019 году бюро станет, ориентируясь на Банковую, заниматься депутатами, судьями, правоохранителями и чиновниками антикоррупционных органов
«Не собеседование, а встреча хороших знакомых»
Директор Государственного бюро расследований (ГБР) Роман Труба считает, что запуск работы подконтрольного ему ведомства намеренно затягивают.
«Затягивание в запуске Государственного бюро расследований ощущается не только относительно помещения, а и, например, относительно принятия проектов законов, которые в настоящее время есть в Верховной Раде. Мы все понимаем, что если есть согласования, когда есть понимание фракций — законы принимаются очень быстро», — сказал Труба в интервью.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что власть не заинтересована в начале работы ГБР и запуск органа затягивается из-за формирования состава.
«Конкурсная комиссия сформирована таким образом, что учитывает только мнение прокуратуры, Администрации Президента, МВД и СБУ. Но ГБР должно проводить следствие по некриминальным делам в отношении высшего состава полиции, прокуратуры и СБУ. Кроме того, наблюдать за НАБУ и ловить его за руку, если оно будет делать что-то неправильно», — сказал В. Кулик.
Отметим, что ГБР создается, чтобы вывести функцию следствия из прокуратуры и создать единый орган, который будет заниматься расследованием. На бумаге бюро существует уже два года. Закон о ГБР принят в ноябре 2015 году, а вступил в силу 1 марта 2016 году.
В госбюджете-2017 года ГБР было выделено 640 млн. гривен. 16 ноября 2017 года конкурсная комиссия избрала Романа Трубу директором Госбюро расследований, были избраны и его заместители — Ольга Варченко и Александр Буряк.
20 ноября Генеральная прокуратура передала свое право начинать расследования ГБР, — органу в котором пока нет следователей. Теперь только ГБР имеет право заниматься расследованием преступлений, совершенных высшими государственными чиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генеральной прокуратуры, главой Национального банка, судьями, правоохранителями и чиновниками антикоррупционных органов. В ноябре Президент Петр Порошенко подписал указ о назначении директора ГБР.
Только в декабре Кабинет министров утвердил бюро, согласно которой сотрудников бюро будет составлять 1500 человек. В бюджете на 2018 год расходы для обеспечения деятельности органа предусмотрены в сумме 651,5 млн. гривен.
В ГБР продолжаются конкурсы на 701 должность. В частности, объявлены конкурсы на занятие 455 должностей в семи территориальных управлениях, расположенных в Киеве, Львове, Хмельницком, Николаеве, Мелитополе, Полтаве и Краматорске. Идет отбор кандидатов на 219 должностей центрального аппарата и 27 руководящих должностей.
Кулик отмечает: « Нужно выбрать прозрачно руководящие должности ГБР. Но у меня есть много вопросов в отношении того, как формируется комиссия по отбору сотрудников ГБР и проводится собеседование. Проходит не собеседование, а встреча хороших знакомых».
Примечательно, что в законе о ГБР содержится норма, рекомендующая формировать ГБР за счет штатной численности следственных подразделений Генпрокуратуры, Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности. В Раде находится законопроект, предлагающий ее отменить, но он не был принят.
«Ловкими движениями рук»
Труба заявляет, что законопроекты, которые внесены в парламент, являются техническими.
«Их поддерживают эксперты, ученые и большинство парламентариев, однако уже значительный период времени мы технические нормы не можем провести через сессионный зал», – сказал он.
Следует отметить, что во время голосования за изменения закона о вверенном ему ведомстве, Труба в Верховную Раду не пришел. В пресс-службе ГБР сообщили, что он не был в Раде, поскольку «уделял внимание» конкурсам ГБР.
Руководителей нового Госбюро расследований в прессе связывают с «Народным фронтом» и «Блоком Порошенко». Так, эксперт реанимационное пакета реформ Александр Леменов утверждал, что кандидатуру Романа Трубы согласовал секретарь СНБО Александр Турчинов (НФ) непосредственно с Президентом. А изгнанный из БПП экс-нардеп Егор Фирсов указывал на связь первого замглавы ГБР с Блоком Петра Порошенко.
Политический аналитик Дмитрий Корнейчук высказывал мнение: «Ловкими движениями рук создано ГБР, которое забрало все полномочия по уголовным делам против высокопоставленных чиновников и политиков. Во главе ГБР поставлен подконтрольный власти человек».
Согласно закону Украины «О Государственном бюро расследований», кроме семи территориальных управлений, у ГБР будет своя академия и Научно-исследовательский институт. В состав Центрального аппарата ГБР войдет 20 управлений и отделов.
Среди них такие управления как: организация досудебных расследований; внутреннего контроля; сопровождения оперативными подразделениями досудебных расследований; международного сотрудничества и внешних коммуникаций; правового обеспечения и другие.
Труба рассказал, что сейчас ведомство располагается в нескольких кабинетах здания Кабмина, но уже подписан договор аренды помещения. Но и это помещение, по его словам, не удовлетворяет в полной мере потребности бюро.
«В настоящее время разрабатываем техническую документацию, а потом будем проводить тендерные процедуры по проведению ремонта. Затягивание, на мой взгляд, существует. За пять месяцев можно было предложить помещение, которое бы вполне удовлетворяло Государственное бюро расследований. Этого сделано не было», — заявил он.
Основной состав ГБР должен быть сформирован до конца 2018 года. А тем временем в Генпрокуратуре создают департамент, процессуального руководства в уголовных производствах, которые будут расследоваться ГБР. Ранее Труба заявлял, что бюро полноценно начнет работу в сентябре 2018 года.
Но эксперты не исключают, что из-за нынешней волокиты ГБР заработает только к выборам, и будет связано с «работой на прокуратуру и на Президента».
Политолог Кирилл Молчанов отмечает: «С запуском ГБР будут тянуть как можно дольше, чтобы Генпрокуратура оставалась главным карательным органом».
Политолог считает, что в бюро не будет полностью независимым, ведь туда «наберут людей из прокуратуры, которые не были замечены в прозрачной работе».
«Госбюро не будет отличаться прозрачностью в работе, а результаты работы ГБР будут видны только в 2019 году», — сказал эксперт.