Формируя ангажированное руководство Госбюро расследований, БПП и НФ рискнули пойти против воли Вашингтона — допускают эксперты. Не исключено, что это станет сигналом для западных партнеров о необходимости переформатирования нынешней конфигурации украинской власти
«У международного сообщества иссякает терпение»
В понедельник, 20 ноября, Генеральная прокуратура утратила право начинать расследования. На это имеют право только следователи Государственного бюро расследований (ГБР), которое еще не создано.
Нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко заявил в телеэфире, что агентство может заработать через полгода.
«Мы предпримем все усилия, чтобы ГБР запустилось раньше чем до конца следующего года, я думаю, что первые дела примет уже к июню этого года, то есть в течение шести месяцев»- сказал он.
А генпрокурор Юрий Луценко (экс-глава БПП ) заявил : «С Госбюро расследований эксперимент не удался. Если до Нового года этот механизм не заработает, то необходимы законодательные изменения для предоставления полномочий расследования другим органам».
Политолог Руслан Бортник считает, что из-за затягивания борьбы с коррупцией осложнились отношения Украины с западными партнерами.
««Медовый месяц» закончился, но до развода еще не дошло, и мы вступаем в период, когда в ЕС начнут подводить итоги сотрудничества. Они будут анализировать то, что было сделано, и какие результаты Украина достигла в вопросе борьбы с коррупцией», — считает политолог.
Накануне еврокомиссар по вопросам европейской политики, соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан констатировал, что в Украине результаты борьбы с коррупцией «достаточно скромные».
«У международного сообщества все больше иссякает терпение»- заявил он.
Затем стало известно, что Европейский союз продлил работу консультативной миссии в Украине до 31 мая 2019 года.
Об этом в Twitter сообщил брюссельский корреспондент «Радио Свобода» Рикард Йозвяк.
«ЕС продлил работу своей консультативной миссии в Украине до 31 мая 2019 года и утвердил бюджет в размере 32 млн евро на следующие 18 месяцев», — сообщил Йозвяк.
Консультативная миссия Европейского Союза (ЕС) в Украине (EUAM Ukraine) в 2017 году реализовывала порядка 45 проектов для содействия реформированию правоохранительной системы Украины, на которые выделила около двух миллионов евро. На что потратят новый бюджет, в миссии пока не афишируют.
Ранее миссия тратилась на тренинги, оборудование для правоохранительных органов. Не исключено, что теперь там будут помогать властям «следить» за борьбой с коррупцией. Как выразился Йоханнес Хан: «Дело не только в создании институтов или наличии необходимого законодательства, но и в том, как оно реализуется».
Отметим, что на несозданное ГБР в госбюджете 2017 года было выделено 640 млн. грн. А в бюджете на 2018 год расходы для обеспечения деятельности Государственного бюро расследований предусмотрены в сумме 651,5 млн. гривен.
Теоретически с 20 ноября 2017 года только следователи ГБР имеют право расследовать преступления, совершенные экс-президентами, высшими госчиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генпрокуратуры, главой Национальной банка, судьями, правоохранителями, военными. ГБР должно было получить право расследовать преступления, совершенные детективами Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Но структуры пока не существует.
«Фокус» с ГБР может стать последним
В Раде предлагали перенести дату передачи функции следствия от Генпрокуратуры к ГБР с 20 ноября 2017 на 1 января 2019 года. Однако, 16 ноября Верховная Рада не смогла включить его в повестку дня. Вступили в силу переходные положения Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым прокуратура имела право расследовать преступления, подследственные Государственному бюро расследований, не дольше 5 лет со дня вступления в силу нового УПК (19 ноября 2012 года).
Теперь следователи ГПУ имеет право расследовать только уже открытые дела, а открывать новые не имеет права. Генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что сейчас в прокуратуре около 37 тысяч дел, почти 15 тысяч готовятся к передаче в НАБУ, примерно 7 тысяч — подследственность Госбюро расследований, которое так и не было создано.
16 ноября 2017 года конкурсная комиссия избрала директора ГБР — им стал прокурор Роман Труба, а первым замом избрали прокурора Ольгу Варченко.
Злые языки заговорили о ангажированности руководства нового органа. По данным ZN.UA, секретарь СНБО Александр Турчинов (НФ) «с подачи» нардепа Сергея Пашинского (НФ) согласовывал с Президентом Порошенко кандидатуру РоманаТрубы. В СНБО это утверждение опровергают.
А изгнанный из БПП экс-нардеп Егор Фирсов указывает на связь первого замглавы ГБР с Блоком Петра Порошенко.
«Если слухи о том, что и Труба и Варченко перед назначением проходили собеседование на Банковой подтвердить сложно, то факт того, что Варченко возглавляла процессуальное руководство в самом коррупционном отделе Генпрокуратуры — не вызывает сомнений. Этот отдел еще называют именем Кононенко-Грановского, самых преданных друзей (заодно решал и кошельков) Порошенко»- заявляет он.
Фирсов обнародовал в Facebook некие документы, согласно которым Роман Труба и Ольга Варченко показали одни из худших результатов на промежуточном отборе.
Руслан Бортник отмечает, что Роман Труба и Ольга Варченко по результатам тестирования на полиграфе признаны людьми, которых нельзя назначать на государственные должности.
«ГБР создается с существенными нарушениями – начиная от формирования комиссии, в которую по закону должны были входить только люди с юридическим образованием, а вошли два человека без юридического образования. То есть, комиссия была создана на двоих – «Народным фронтом» и «Блоком Петра Порошенко», — отметил он.
А эксперт Александр Дубинский подчеркнул, что из важных функций ГБР — это расследование деятельности НАБУ, подконтрольного «Вашингтонскому обкому».
«Фокус с Госбюро расследований, руководство которым Яценюк и Порошенко поделили между собой — может стать для них последним. Видимо, в руководстве партии БПП (кошелек которой — Кононенко отвечает за первого зама главы ГБР) и партии НФ (кошелек которого Пашинский отвечает за голову ГБР), решили, что смогут «победить» американцев… Ну-ну»- иронизировал он.