Генеральная репетиция

Что общего между почти состоявшимся арестом лидера оппозиции Ю. Тимошенко, растущей ценой на российский газ и прекращением голодовки экс-министром МВД Юрием Луценко? Гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд…

24 мая стало «черным днем» для лидера «Батькивщины» — ее чуть не арестовали  по обвинению в незаконном подписании газовых соглашений, превышении служебных полномочий. ГПУ наконец окончила следственные действия в отношении экс-премьера и Юлию Владимировну и попыталась сразу добиться ее «закрытия» в СИЗО.

Спасти Тимошенко от соседства с товарищем по политической борьбе Луценко помогла лишь настойчивость послов иностранных государств да сплоченность действий товарищей по партии и оппозиционной нише. И пресса не осталась в стороне, а публичность, это то, чего так не любят силовики и Президент.

О серьезности намерений власти в отношении Тимошенко свидетельствует тот факт, что после прихода лидера оппозиции в ГПУ ей предъявили протокол задержания и постановление Печерского суда о необходимости изменения меры пресечения. Тимошенко «обложила» «Альфа», на ее защиту прибыли депутаты Верховной Рады и даже муж — Александр Тимошенко немедленно «возник» под стенами Генпрокуратуры, а ведь супруг появляется на публике крайне редко.

Она была в одном шаге от посадки: это подтвердил публично и заместитель Генпрокурора Ринат Кузьмин, и адвокаты  Юлии Владимировны. Депутат-защитник Тимошенко Сергей Власенко отметил, что он и его подзащитная были заблокированы в задании прокуратуры сотрудниками спецподразделения. "Я убежден в том, что именно потому, что собрались люди, под давлением людей, под давлением средств массовой информации они вынуждены были изменить свое мнение и десять минут назад они огласили Юлии Тимошенко постановление об освобождении", — подытожил он. В общем, через 7 часов общения с правоохранителями лидер БЮТ вышла «на свободу».  Надолго ли? И что  произошло за это время?

Начнем с того, что  малопубличный и аполитичный внешне шеф ГПУ Виктор Пшонка вынужден был провести встречу с главами посольств США, Франции, Италии, Польши, Румынии, Венгрии, потребовавших объяснений по поводу мотивации задержания экс-премьера. Невиданное единство проявили и коллеги по борьбе: лидер «Фронта перемен» Яценюк заявил, что если Тимошенко задержат, то оппозиция прекратит участие в работе законодательного органа власти. А такой шаг спровоцировал бы запуск механизма роспуска Верховной Рады и досрочных перевыборов парламента, что сегодня вовсе не на руку властной команде.

Испугалась ли власть? «Выход» Тимошенко — это капитуляция или перегруппировка сил? Об этом мы узнаем через неделю: именно этот срок дали экс-премьеру для изучения восьми томов ее уголовного дела. Согласно новым нормам Криминального кодекса «бессрочное» ознакомление закончено: теперь следователь может попросить суд вынести решение о том, чтобы подследственный читал обвинение столько, сколько ему  укажут. Ясно, правоохранители воспользуются своими преимуществами, поскольку «добро» на активизацию дела Тимошенко было получено с Банковой.  Да и давать ей преимущества для пиара нельзя.

Что ж, власть долго колебалась, играя с лидером оппозиции в «кошки-мышки», но в конце-концов Юлия Владимировна  спровоцировала ее на наступление. Попытка ареста экс-премьера, во-первых, эмоциональный ответ ее оппонентов на внезапное появление главы «Батькивщыны» в студии Савика Шустера, где власть уверенно «разоблачала» махинации газовой «воришки» устами Инны Богословской. Явление Тимошенко на Первом Национальном спутало карты и помешало публичной дискредитации лидера «Батькивщыны».

Во-вторых, задора власти добавил и «слом» другого лидера оппозиции — Юрия Луценко, которому накануне зачитали обвинение в Печерском суде. Обессиленного, измученного и затравленного лидера «Народной самообороны» вынудили прекратить политическую голодовку под угрозой насильственного кормления, а потом перевезли в СИЗО, где он потерял сознание. Очевидно, что бывший министр МВД, который несколько месяцев мужественно сопротивлялся катку карательной машины, вышел из игры. Он больше не опасен с политической точки зрения: Луценко отказался «выдать» лидера БЮТ, но не смог спасти себя. О нем и его деле будут медленно забывать, особенно когда «топом» новостей станет Юлия Владимировна.

В третьих, нынешняя команда Януковича не могла пропустить и попытку переворота в Грузии: «революцию роз-2» возглавила оппозиционная дама, экс-глава парламента Нино Бурджанадзе. Да, с первого раза поменять систему управления Саакашвили не удалось, но кто знает, какой будет вторая попытка? Тем более, что митинговать в Тбилиси вышли более 10.000 человек, не побоявшихся слезоточивого газа и полицейских дубинок. Слишком прозрачная аналогия, чтобы украинские правители  могли с ней не считаться.

Ну и самое главное: власть не смогла договориться с Россией о снижении цены на газ. Несмотря на переговоры между Медведевым и Януковичем, цена на голубое топливо медленно и безжалостно ползет вверх. Если сегодня мы платим за российский газ 295 долларов, то во втором полугодии она повысится до 350 у.е, а потом — до 400 «зеленых». Для украинской экономики это означает верную смерть, ведь уже сегодня «Нефтегаз Украины» продает газ для жилищно-коммунального хозяйства себе в убыток, а после роста цены эти потери увеличатся почти до 7 миллиардов бюджетных гривен. И никакие отставки правительства не помогут.

Поэтому 24 мая 2011 года ситуацию с газом пытался урегулировать сам Президент, чем только подчеркнул невлиятельность Кабмина и премьера Азарова в  переговорах такого уровня.  Однако, беседа с главой «Газпрома»  Алексеем Миллером облегчения не принесла:  пока Россия твердо держится условий контракта, подписанного премьером Тимошенко в 2008-м году. И поменять их может только в обмен на вступление Украины в Таможенный союз. А Украина уже вроде как четко определилась с внешним вектором: вперед, в Евросоюз.

Именно поэтому у власти не осталось другого выхода, как немедленно списать глобальные экономические просчеты  на Ю. Тимошенко, повесив на нее всю вину за газовый и ценовой коллапс, надвигающийся неумолимо на Украину.

За год с небольшим, бело-голубые не смогли сдержать напор цен и урегулировать ситуацию на рынке топлива: бензиновая стрелка ползет все выше и выше, а необходимые для отопительного сезона запасы газа правительству (Азарова?) и вовсе придется делать на ценовом пике. Естественно, это не только увеличит протестный градус общества,  но и повысит рейтинг политических сил, оппонирующих действующей власти. И заявления Тимошенко о том, что электоральная поддержка «Батькивщыны» сегодня уже выше, чем у Партии регионов имеют под собой основания. 

И это еще одна причина, по которой власть активизировала судебный процесс против экс-премьерши. Чем это закончится? В чью пользу окажется счет? Пока Юлия Тимошенко добилась того, что стала «новостью номер один» во всех новостях. Политический резонанс, связанный с ее задержанием и потенциальным арестом расширил рамки для активных действий Юлии Владимировны, для громких обвинений ее адвокатов. Минимум неделю Тимошенко, о которой начали забывать, будет хитом.  Она понимает, что получит срок — условный или реальный — и сейчас идет ва-банк, чтобы максимально использовать ситуацию в своих интересах — интересах лидера оппозиции.

Попытки обвинить и посадить Тимошенко уже поставили в двоякое положение не только Генпрокуратуру, но и власть. Юлия Владимировна открыто в эфире 5 канала призналась, что об аресте ее предупредили загодя из Прокуратуры и Администрации Президента, «чисто по-человечески». Другими словами, в самом «сердце» власти и среди силовиков присуствуют симпатии к Тимошенко, а не к прямому своему хозяину — Виктору Януковичу. Теперь глава государства вынужден будет все время просчитывать: кто друзья? кто враги? Брошена тень на самых верных соратников, и доказывать свою преданность многим будет непросто. Тимошенко, по сути, спровоцировала виток внутривидовой борьбы, которая ослабит и без того непрочную конструкцию монопольной власти Януковича. /> Учитывая же  степень популярности экс-премьера на Западе и активную поддержку дипломатов, международных институций, продемонстрированную 24 мая в ГПУ, «посадка» Тимошенко станет и резким ударом по внешнему имиджу Украины. Западные обозреватели сразу высказали мысль, что в случае ареста лидера «Батькивщыны», реакция мирового сообщества будет отрицательной и значительно ухудшит позиции Украины на европейской арене, в частности отдалит вступление Украины в ЕС. 
Собственно говоря, в ПАСЕ уже предложили отстранить Украину от председательствования в Совете Европы…А эксперт Польского института международных отношений Лукаш Адамский подчеркнул, что репрессии против Тимошенко будут очередным примером выборочного правосудия в стране, которое было всегда, а сейчас только усиливается. Он напомнил, что до сих пор Генпрокуратура не проводила подобных следственных действий в отношении других украинских политиков, связанных с «Партией регионов» или с экс-президентом Виктором Ющенко.
Кроме того, «закрыв» экс-премьера власть усугубит свое электоральное состояние: не приходится сомневаться, что освободившуюся нишу БЮТ займут более радикальные политические силы, вроде ВО «Свобода». Как власть умеет «противостоять»  радикалам она уже показала во Львове 9 мая. А выборы-то уже в 2012-м…При этом рейтинг власти системно ухудшается: цены на еду и «коммуналку» растут, ситуация в образовательной и медицинской сфере почти не контролируется правительством, бизнес продолжают давить налогами. Все это провоцирует рост протестных настроений, и Юлия Тимошенко из полузабытого лидера может снова стать «багиней» для миллионов тех, кто разуверился в Януковиче.
Поэтому вся «возня» с ГПУ для экс-премьера — просто политический подарок. Этого политологи с Банковой не просчитали, выводя другую сюжетную линию: громкие расследования в отношении Тимошенко, Луценко, Кучмы при соседстве с идеологическими скандалами вроде львовского и массовыми телешоу должны были отвлечь внимание от реальных проблем украинцев. Хотели как лучше. Вышло — как всегда.

Читайте также по теме