Генплан Киева давно перевыполнен по застройке, но на 75-80% не выполняется по инженерной и транспортной инфраструктуре. Тем не менее, столичный бюджет верстают с другими приоритетами, а рекомендации ученых по Генеральному плану планируют «учесть».
«На обязанности Киева, как столицы, не предвидели ничего»
Киевсовет принял городской бюджет на 2020 год с доходами и расходами 58,826 млрд гривен. Это на 1,4 млрд гривен больше, чем при утверждении бюджета Киева на 2019 год. Глава постоянной комиссии по вопросам бюджета Андрей Странников назвал бюджет сбалансированным. Однако бывший мэр Киева Александр Омельченко критикует документ. «Расцениваю бюджет Киева на 2020 год крайне негативно. Положительных сторон в нем нет», — говорит он.
Экс-мэр отмечает, что в столице, согласно Бюджетному кодексу, большую часть налога на доходы физлиц – 60%, Киев перечисляет в госбюджет, тогда как другие города перечисляют меньше. Таким образом, в городском бюджете остается только 40% дохода средств от этого налога.
«В последние годы, подразумеваю 2017-2019, Киеву предвидели на уровне государства 40% поступлений от НДФЛ. А это основной показатель и главный источник поступлений в бюджет. Нет расчетов, просто «с потолка» это взято», — говорит Александр Омельченко.
Действительно, в Верховной Раде в октябре был зарегистрирован законопроект, предлагавший пересмотреть такое положение дел. Но принят он не был. Его только предоставили депутатам для ознакомления. В пояснительной записке отмечалось: сегодня 60 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ), собранных в Киеве направляется к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины. В то же время, в других административно-территориальных единицах это происходит в пределах 25 процентов.
Это происходит в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 29 Бюджетного кодекса Украины. Напомним, что такие нормы действуют согласно изменениям в Налоговый кодекс, принятым парламентом в декабре 2014 года и подписанным Президентом Порошенко. Если ранее 100% НДФЛ направлялось на региональные бюджеты, то с 2015 года лишь 75% налога остается в распоряжении местных властей, остальные 25% направляются в госбюджет. А в столице до конца 2014 года НДФЛ распределялся в пропорции 50 на 50. А теперь уже пять лет в пользу госбюджета изымается 60% данного налога.
Любопытно, что весной 2011 года Верховная Рада отказалась отдавать Киеву 50% НДФЛ. Оппозиция тогда заявляла, что это было сделано по указанию Кабинета министров Николая Азарова, потому что Партии регионов нужна управляемая и зависимая столица. А когда в 2014 году стали забирать больше, таких нареканий не было. Правда, в 2015 году Киевсовет просил оставлять в столице 60 % НДФЛ, а не сорок. Но последствий это обращение не возымело.
Отметим, что НДФЛ платится с зарплат и является крупнейшим источником наполнения городского бюджета. В столице — самые высокие зарплаты по стране, а чем выше зарплаты, тем больше отчисления. Для сравнения: основными источниками финансирования столицы в следующем году станут: налог на прибыль физических лиц – 26,4 млрд гривен, единый налог – 7 млрд гривен, налог за землю – 5,8 млрд и налог на прибыль предприятий – 5 млрд гривен.
Таким образом, НДФЛ остается крупнейшим источником наполнения бюджета. Александр Омельченко считает, что в наступающем году ситуация ухудшится. Он отмечает, что в прошлые годы центральная власть выделяла дотации в рамках 2-3 миллиардов на исполнение Киевом обязанностей и функций столицы.
«Но теряли все равно около 5-6 миллиардов за счет того, что около 60% НДФЛ и доходов всего населения на территории государства централизовало государство в бюджете. Куда они пропали, по результатам правления Порошенко, его окружения, сколько коррупционно разворовано миллиардов и где они находятся, неизвестно. В 2020 году это повторили, но на столичные функции не предвидели ничего», — отметил он.
«В проект будут вносить коррективы»
Городской бюджет Киева в течение года переписывают по несколько раз. Так, в бюджет 2019 года вносили изменения в апреле, мае, ноябре и …декабре. Принимая бюджет на будущий год, депутаты заодно подкорректировали старый бюджет и внесли правки в Программу экономического и социального развития Киева на 2018-2020 годы.
Пока в бюджете 2020, на 16% увеличено финансирование отрасли образования, на 6% – ЖКХ и на 15% – дорожно-транспортного хозяйства. В целом, в бюджете будущего года расходы распределены таким образом: 37% (21,6 млрд грн.) – образование; 18% (10,3 млрд грн.) – транспорт и дорожное хозяйство; 11% (6,7 млрд грн.) – жилищно-коммунальное хозяйство;11% (6,7млрд грн.) – охрана здоровья; 8% (4,6 млрд грн.) связь, телекоммуникации и пр. 8% (4,4 млрд грн.) – социальная защита; 3% (1,6 млрд грн.) – культура; 2% (1,2 млрд грн.) – физическая культура и спорт.
Андрей Странников уточнил, что планируется направить 400 млн гривен на приобретение жилья для людей, состоящих на квартирном учете, 50 млн гривен – на приобретение квартир для детей-сирот.
Однако вскоре выяснилось, что действующий Генплан по темпам строительства жилья был перевыполнен, тогда как по темпам реализации инженерной и транспортной инфраструктуры он выполнен всего на 20-25%.
Такие цифры озвучил начальник КП «Институт генерального плана Киева» Сергей Броневицкий, представляя проект нового Генплана столицы в понедельник, 16 декабря. Новый генплан рассчитан на 7 ближайших лет с перспективными направлениями развития на 20-летний срок. Например, предусматривает обязанность застройщиков строить жилье в комплексе с детсадами, школами и другой социальной инфраструктурой. Планируется увеличение зеленых зон.
Виталий Кличко поблагодарил экспертов-планировщиков из города Лейпциг, которые проанализировали основные положения проекта и предоставили свои выводы и рекомендации, специалистов Совета Европы. Но прямо после презентации заявил, что выполнять их буквально никто и не планирует.
Дескать, это — «своеобразная матрица». «Далее, уже в начале следующего года, стартуют общественные слушания и обсуждения. По результатам которых в проект будут вносить коррективы, предложения киевлян. Учтут замечания общественности. В слушаниях смогут принять участие все неравнодушные киевляне», — подчеркнул мэр столицы.
Среди практических задач ближайшего будущего он назвал увеличение коммунального транспорта. «То, сколько мы его покупаем – недостаточно, поэтому мы будем искать новые источники финансирования», — сказал он.
Кличко также упомянул и метро на Троещину и Виноградарь, строительство которого также должен ускорить новый генплан. А также, так называемый «мост Кирпы» (Мостовой переход работает с 2010 года, но до сих пор не достроен).
Отметим, что на сегодняшний день в Киеве зарегистрировано почти 3 млн жителей. По оценкам, еще около 2 млн не имеют официальной регистрации, а еще почти 400 тыс. чел. работают в столице. Таким образом, в Киеве сосредотачиваются почти 12,5 % населения Украины.
При этом эксперты отмечают, что износ жилищного фонда приблизился к 55%. Из них 30% — основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки, в том числе более 45% лифтов, 34% котлов, 28% трубопроводов. Фактическая замена инженерной инфраструктуры, по сравнению с объемами необходимой срочной замены по причине крайней степени ее изношенности составляет: тепловых сетей — 18% от необходимого, водопроводных сетей — 10%, канализационных сетей — 13%, электрических сетей — 15%.
На презентации генплана прозвучало, по прогнозам Института демографии Национальной академии наук, численность постоянного населения через 20 лет в Киеве составит 3,8 млн. Проект нового Генплана предусматривает создание и комплексное развитие Киевской агломерации вместо расширения границ города.
Виталий Кличко пообещал, что рекомендации и советы отечественных и иностранных ученых «мы учтем в градостроительной политике»