Елена Королева
10:52 19/03/2014

Геополитический коллапс или Возьми себе немного Украины…

В 90-е годы была популярна реклама одного из трастов – «Купи себе немного «Олби»!» Траст рухнул, как и все остальные, а рекламный слоган остался. Сейчас рушится Украина. Отторжение Крыма – это только начало. И не случайно Запад противился наступлению России исключительно на словах. Европа тоже не прочь отхватить себе кусочек-другой. Причем, основные претенденты на украинские земли – это члены Евросоюза и НАТО: Венгрия, Румыния и Польша. Если так пойдет и дальше, страна может сузиться до размеров Киевской области. Со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями…
Когда в сегодняшней речи Владимир Путин сравнил возвращение Крыма с воссоединением Германии, один из его бывших советников, а ныне оппонентов, написал в своем Твиттере: «Что же вы, Владимир Владимирович раз такое дело Чечню не отпустили?! Понимали, небось, что уйдет Чечня – посыплется Россия».
Упрек, согласитесь, абсолютно оправданный. Признавая право Крыма быть с Россией, Москва не признавала стремление Чечни уйти из России и повторить опыт Косово. И это не случайно. Опасность сепаратизма в том, что дурной пример является не просто заразительным: каждый новый прецедент порождает цепную реакцию дальнейшего распада.
Не удивительно, что страны, гордящиеся своей «исторической демократией» (как, скажем, Великобритания или Испания), столетиями, подавляли и продолжают подавлять стремление части своих граждан к территориальному самоопределению. Англия топит в крови ирландцев (последние тоже не остаются в долгу, мягко говоря), Испания упорно не соглашается отпустить басков. Опять-таки, невзирая на жертвы многолетнего противостояния.
Поэтому правы те украинские политики, которые говорят, что революционеры с Майдана своими руками открыли «ящик Пандоры», когда начали захватывать местные администрации, отказываться платить налоги, подчиняться центру и устанавливать собственную власть. Неужели они думали, что если подобные вещи можно проделывать во Львове, их не станут повторять в Восточных регионах. В «зеркальном» отражении.
Крым просто оказался самым подготовленным, мобильным и удобным регионом для откола от Украины. Его территориальная специфика позволила практически отрезать полуостров от фантома украинской армии и отрядов бандитствующей «самообороны» в ассортименте. А присутствие российских военных, которые, как верно подметил Путин, не пришли в Крым, а уже были там, решило исход операции. Кто раньше встал – того и тапки. Кто первым установил контроль над территорией и получил поддержку проживающего там населения, тот и выиграл в территориальном споре.
Однако, в историческом плане российская победа в Крыму может оказаться пирровой, поскольку даст российским регионам (таким как Кавказ, Татарстан и другие) пищу для сепаратистских размышлений. Пусть не на уровне власти, но в общественной и политической среде точно.
Что же касается Украины, то для нас сложившаяся ситуация вообще крайне опасна, особенно, учитывая двуличную игру Запада, который вроде бы против распада нашей страны и осуждает Россию. Даже санкции вводит против некоторых чиновников, лишая их виз и доступа к собственности за рубежом (которой у многих, как оказалось, нет). Но при этом наблюдает за происходящим как зритель за любопытным кино.
«Неблагоприятный прогноз, который мы предвидели, к сожалению, сбывается. Территориальный распад страны вполне реален, а угроза гражданской войны и фашистской диктатуры стоят на пороге Украины, — говорит лидер КПУ Петр Симоненко. – На сегодня мы находимся буквально в шаге от кровавого сценария силового раскола. На этом фоне политики Румынии, Венгрии, Польши, а теперь и Турции делают недвусмысленные заявления о своих территориальных претензиях на наши земли…».
Кто-то скажет, что я утрирую. Но еще полгода назад никто не мог себе и представить, что Крещатик превратится в поле боя, где убитые будут лежать штабелями. А сейчас это уже пройденный этап. Точно так же можно говорить и о перспективе растаскивания Украины на кусочки. Сигналы, что процесс пошел, уже очевидны.
Недавно «проснулся» МИД Румынии и захотел поговорить с главой МИД Украины о влиянии украинского кризиса на события в регионе. Перед этим влиятельная румынская газета Adevarul написала, что Румыния готова вмешаться для защиты этнических румын Северной Буковины и Южной Бессарабии, которых в настоящий момент на территории Украины проживают более 150 тыс.
Многим из них уже тихонечко выданы румынские паспорта в соответствии с румынским законом “О гражданстве”. Точная цифра – неизвестна. Президент Румынии Траян Бэсеску уже заявлял, что румынские паспорта получили свыше 100 тыс. жителей Украины. Как сообщают СМИ, большинство украинцев с румынскими паспортами – это жители Северной Буковины.
Стоит добавить, что пять лет назад Бухарест добился в Международном суде включения в свой состав богатого нефтью и газом участка суши возле острова Змеиный, что не могло не вызвать раздражение Украины. Но сделать она ничего раньше не смогла, а теперь – не захочет, так как Румыния – член ЕС. А наши новые власти лишь мечтают о такой перспективе.
Аналогичная картина с этническими венграми в Закарпатье. По численности их, примерно, столько же, сколько и румын. В некоторых населенных пунктах венгерский язык доминирует даже на уличных вывесках. Почти все этнические венгры мечтают о жизни в Евросоюзе. Но Будапешт хоть давно и присматривался к соотечественникам, но брать их отдельно от мест проживания не спешил и трудовую миграцию не поощрял.
А два года назад в Венгрии начала действовать новая Конституция, где имеется довольно тревожная для Украины фраза: «Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несет ответственность за судьбу живущих за ее пределами венгров». С тех пор Венгрия тоже начала выдавали паспорта украинцам с венгерскими корнями. Сколько таких паспортов уже выдано — точно неизвестно. По неофициальным оценкам, речь идет о 200 тыс. из примерно 1,2 млн. жителей Закарпатья.
Кроме того, Венгрия давно и публично поддерживает идею создания автономии закарпатских венгров. Об этом в частности говорил посол Венгерской Республики Михаль Байер: “В Крыму существует автономная республика. В Европе есть автономии. В Молдове, где я работал, создана автономия для гагаузов, пора подумать Украине о венгерской автономии”, — отмечал он.
Большой друг Украины и наш «адвокат в Евросоюзе» Польша так же ведет двойную игру. На словах Варшава лишь помогает своей бывшей территории на пути евроинтеграции. На самом деле там никогда не забывали, какие именно земли были частью Речи Посполитой и при каких обстоятельствах их пришлось уступить более сильным соседям.
В августе 2012 года в Польше вступил в силу закон, заметно облегчающий процедуру выдачи иностранцам польских паспортов и получения гражданства страны. По нему до 40 тыс. украинцев, легально работающих в Польше, могут стать поляками. Прежде всего, это касается талантливой молодежи, которая учится в польских вузах и показывает блестящие результаты. По сути, речи идет о переманивании к себе лучшей части молодого украинского поколения.
Вторая составляющая процесса — так называемая “карта поляка” (Karta Polaka). Польша выдает данный документ с 2008 года, как подтверждение этнической принадлежность лица к польскому народу. По состоянию на начало 2013 года ее уже получили 46 тыс. украинцев и 42 тыс. белорусов. По ряду оценок, на ее получение могут претендовать до 140 тыс. украинцев и около 250 тыс. белорусов. И сейчас этот процесс может активизироваться.
А теперь представим себе ситуацию, если на украинских землях начнется вооруженное противостояние. Например, с Россией. Вокруг юго-востока Украины, где часть населения пожелает последовать примеру Крыма. Поляки под предлогом защиты своих граждан оккупируют Львов, венгры – Ужгород, Румыния переходит границу в одесской области. Все страны – члены НАТО. Стоит нам пальцем тронуть их солдата, даже пощекотать случайно – и возникает конфликт с самым мощным военным блоком планеты. При этом, центральные власти Украины не могут ссориться с ЕС, с которым они уже в пятницу подписывают политическую часть соглашения об Ассоциации, и потому им ничего не останется, как сваливать ответственность за «дестабилизацию» на регионы. «Ах, виноваты региональные боевики?! – воскликнут генералы НАТО, — сейчас мы вам их зачистим!». И под видом помощи Киеву быстренько оккупируют живописный одесский регион или плодородный херсонский.
Кто-то опять скажет, что автор сгущает краски. Повторюсь: могли ли вы еще в январе подумать, что Крым уйдет из Украины? Правда, не могли?! А сейчас всего лишь март. Ситуация развивается настолько быстро, что реальность за считанные дни опережает самые фантастические прогнозы. И если сегодня территориальные претензии стран Евросоюза к Украине кажутся нелепой выдумкой, то уже завтра на спорных территориях могут возникнуть маленькие «путчи» в духе Косово, после чего жители этих областей начнут в открытую говорить: мы хотим быть с исторической родиной. Румынией или Венгрией.
А противопоставить этому мы ничего не можем: распиаренные танки «Оплот» в количестве трех машин годятся только для парадов. Подводная лодка (единственная) в прошлом году впервые за 20 лет совершила осторожную прогулку вдоль порта. В Украине нет военно-морского флота, ни единого работающего ракетного комплекса. А то, что есть – оказалось в руках «революционных группировок», способных только грабить и пугать мирных жителей.
Что нас ждет при таком раскладе? В лучшем случае – федерализация, в худшем – согласованный протекторат Запада и России над конкретными территориями. Все это – производные политики «сидения на двух стульях» — западном и пророссийском, которую наши недальновидные дипломаты гордо именовали «многовекторностью».
Не дав народу сделать свой выбор самостоятельно, «задавив» предложенный коммунистами референдум, табуировав тему федерализации и приправив все это отрядами боевиков «Правого сектора», наводящими ужас на мирное население, победители политического противостояния получили ошеломляющий результат: любимой ими Украины в самом худшем случае может не стать вовсе…

Читайте также по теме