Александра Турчинова прочат в премьер-министры после публикации заседания СНБО, на котором он призывал ввести военное положение во время аннексии Крыма. Но исполняющий обязанности президента должен был принимать решение об использовании армии лично, а не передавать его СНБО, на заседание которого он пригласил своего партийного руководителя.
Оплеуха от Президента
Источник, близкий к руководству парламентской коалиции сообщает, что обсуждается возможность назначения Александра Турчинова на место премьер- министра вместо Арсения Яценюка. Инициаторы рассчитывают на поддержку фракций «Блок Петра Порошенко», части «Народного Фронта», Радикальной Партии, возможно, «Самопомочи» и группы «Воля народа». Таким образом, дескать, можно попытаться возродить коалицию, из которой вышли «Самопомич» и «Батькивщина», и не допустить досрочных парламентских выборов.
Накануне широкой общественности была представлена стенограмма заседания СНБО времен аннексии Крыма. Согласно ее расшифровке, 28 февраля 2014 года лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко призывала не вводить военное положение, не вооружать украинских военных и вести себя, как «голуби мира», умоляя международное сообщество защитить Украину. А тогдашний и. о. Президента Александр Турчинов, напротив, настаивал на а введении военного положения. И был единственным, кто за него проголосовал.
В «Батькивщине» публикацию расценили, как попытку ударить по Юлии Тимошенко. А глава парламентского комитета Нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский («Народный фронт») заявил, что стенограмму опубликовали, «чтобы положить конец спекуляциям». Документ рассекретили решением комитета Верховной Рады, не дожидаясь двухлетней годовщины принятия Указа президента №189/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 марта 2014».
Эксперты напоминают, что нынешним главой СНБО является Президент Порошенко, и без его ведома публикация секретного документа невозможна. «В Администрации Президента решили одним махом дать такую оплеуху всем конкурирующим группам и всем партнерам, которые в последнее время начали демонстрировать независимость», — отметил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Он полагает, что Президент может оказывать давление на премьер-министра Арсения Яценюка, демонстрируя, что на его место есть кандидат — Александр Турчинов, которого может поддержать часть «Народного фронта»
Порошенко причем
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко подчеркивает, что мотивы публикации секретного документа исключительно политические. «Чтобы свести счеты, возможно, с Тимошенко, Наливайченко или кем-то другим. Явно «весь в белом» предстает один лишь только Турчинов, а очерняют всех остальных», – подчеркнул он.
А Руслан Бортник не исключает, что Президент напомнил, что не имел отношения ни к событиям времен аннексии Крыма, ни к началу Антитеррористической операции (АТО) на Донбассе. Тогда он был лишь нефракционным народным депутатом. А Юлия Тимошенко, учувствовавшая в заседании СНБО без права голосования, руководила «Батькивщиной» в которую входили глава Верховной Рады Алексанедр Турчинов и премьер Арсений Яценюк.
«Тема Крыма болезненна для Петра Порошенко, и Президент стремится продемонстрировать, что не имел отношения к сдаче полуострова. Так же ему выгодно списать неудачи АТО, на инициаторов антитеррористической операции», — полагает эксперт. Отметим, что 13 апреля истекает два года после того как СНБО принял решение о начале военной операции на Донбассе, и вероятно рассекречивание стенограммы того заседания.
А в день публикации стенограммы СНБО по Крыму, между США и РФ были достигнуты договоренности о прекращении огня в Сирии. Украинский фактор не выносился в публичную плоскость, но есть основания прогнозировать изменения позиции Вашингтона в украинском вопросе. Тогда Юлия Тимошенко предстанет миротворцем, а Александр Турчинов, может понести ответственность за эскалацию конфликта. «Но до такого поворота событий далеко, пока публикация стенограммы нацелена на переформатирование правительства», — считает Руслан Бортник,.
Турчинов совершил преступление?
Решение о введении военного положения на заседании СНБО 28 февраля 2014 года принято не было. При этом исполняющий обязанности министра обороны Игорь Тенюх заявил о неготовности военных. Премьер-министр Арсений Яценюк отмечал, что на казначейских счетах нет средств, Участники заседания призвали к решению проблемы другими — прежде всего, политическими и дипломатическими — мерами. А за введение военного положения проголосовал лишь исполняющий президента Александр Турчинов.
Руслан Бортник отмечает: «Исполняющий обязанности Президента Александр Турчинов банально был заинтересован в введении военного положения — в таком случае нельзя было бы проводить выборы Президента. Поэтому его идею никто не поддержал. Там власть делили, а не страну защищали».
А российский эксперт Андрей Илларионов в своем блоге на «Эхе Москвы» напоминает, что СНБО лишь координирующий орган. «Александр Турчинов не был обязан ставить вынесенный им вопрос о введении военного положения на голосование; в случае даже непринятия членами СНБО решения по этому вопросу он не был обязан его выполнять», — подчеркнул эксперт.
Согласно п. 19 ст. 106 Конституции Украины исключительная прерогатива по принятию решения об использовании Вооруженных сил Украины принадлежит Президенту и никому другому (Президент принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины). Согласно п. 31 Ст. 106 Конституции Украины Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам. «Но именно это Александр Турчинов и сделал – передал свои полномочия как Президента (или как и.о. Президента) …другому органу (СНБО), у которого таких полномочий нет», — подчеркнул он.
Российский эксперт заключает, что Александр Турчинов «грубейшим образом» нарушил пп. 1, 19, 31 ст. 106 Конституции Украины, а также ее статьи: 2, 17, 65, 73, 102. Он констатирует «вопиющую некомпетентность, грубейшие нарушения Конституции и законодательства Украины и циничное предательство ее национальных интересов».