Андрей Кислов
16:00 25/05/2017

Год Луценко в ГПУ закончился «блестящим унижением» Авакова и Матиоса

Операция по массовому задержанию бывших налоговиков, по экспертному мнению, продемонстрировала как непрофессионализм правоохранителей, так и решимость власти пойти на крайние формы тоталитаризма.

«Ппц…»

Суд отпустил под залог задержанных ГПУ и полицией экс-чиновников времен Януковича. В частности, вышли на свободу бывшие начальники Государственной налоговой службы Луганской, Полтавской областей, экс-начальники налоговой службы нескольких районов Киева и т.д.

«Ппц… ну как так работать можно?…» — написал в Facebook министр внутренних дел Арсен Аваков. А генеральный прокурор сделал странный намек. «Еще одно милосердное решение, и я начну переживать за пожарное состояние на Печерске», – написал Юрий Луценко на своей странице в Facebook.

Автор действующего Уголовно-процессуального кодекса Андрей Портнов недоумевает: «А вы когда устраивали весь этот триллер, не знали, что закон обязывает суд применять залог? Или вы что, не прогнозировали, что красивая телевизионная пиар-картинка закончится сразу после определения судом меры пресечения в этот же вечер?».

Напомним, 24 мая более 1700 бойцов Нацполиции и 500 военных прокуроров провели задержание сразу 23 бывших чиновников-налоговиков. ГПУ и МВД провели 454 обыска в 15 областях страны и в городе Киеве. Задержанных доставили в аэропорт «Киев» (Жуляны) вертолетами.

На брифинге, который провели в аэропорту, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос и глава МВД Арсен Аваков, под усиленной охраной, рассказали, что спецоперацию готовили в течение года. Дескать, все задержанные экс-чиновники имели отношение к созданию так называемых «налоговых площадок». Матиос назвал это «схемой Януковича-Клименко».

Андрей Портнов подозревает, что задержанным будет предложено откупиться. Он иронизирует: «Друзья, согласитесь, что «продать» уголовное дело, в котором был задействован вертолет, можно гораздо дороже, чем без вертолета. Вертолет — неплохая инвестиция в уголовное дело. Она увеличивает стоимость актива, быстрее окупается и имеет более высокую рентабельность и доходность. Да и подозреваемые понимают, что другая цена, потому что было дорого и красиво».

Отчет и два «фронтмена»

Операция по задержанию налоговиков, которые не работают уже три года, проходила в день отчета генерального прокурора в Верховной Раде. По экспертному мнению, операция была призвана отвлечь внимание от реального положения дел в настоящее время.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает: « В итоге, никто не вспомнит о данных обещаниях, можно избежать ответов о резонансных делах — Майдан, Одесса, Иловайск, Шеремета и Бузина, Грабовский и Вороненков, Княжичи, обвинения Гонтаревой и Супрун, коррупция во власти, конфликт с НАБУ, погромы СМИ и просто погромы …. ни одного резонансного завершенного дела за год».

А по мнению политтехнолога Михаила Подоляка, операция стала «эпической катастрофой», в которой речь можно вести о крайнем непрофессионализме системы.

«Имеем блестящий спектакль, построенный на раздутых от понтов брифингах, который завершился не менее блестящим унижением… Авакова (министра-силовика) и Матиоса (главного военного прокурора почти воюющей страны). Какой-то Печерский районный суд, вызывающе отпустивший за мизер задержанных «налоговых эксов», реально раставил всю нашу элиту по соответствующим местам», — рассуждает он.

Дело в том, что 24 мая 2016 года года «экономическая часть» дел по ближнему кругу Януковича была передана в военную прокуратуру. В экспертной среде заговорили, что главный военный прокурор А. Матиос может возглавить ГПУ, когда Юрий Луценко пойдет на повышение.

А в эффектном задержании подозреваемых, как отмечает Михаил Подоляк, фигурировали два «фронтмена»: Арсен Аваков и Анатолий Матиос. Юрий Луценко лично не принимал участия в мероприятии — он выступал в Раде. Отмолчался Президент Порошенко, который отпраздновал три года на посту.

Нарушение «пакта»

По мнению Михаила Подоляка, в тактическом выигрыше от случившегося может оказаться «только один политический тяжеловес». «Петр Алексеевич, судя по его настойчивому молчанию, и сам не понимал что происходит. Какая спецоперация без высочайшей санкции?» — отмечает он.

Эксперт Андрей Головачов предполагает, что Порошенко и его окружение решились на отказ от «священного внутриэлитного принципа, — пакта о ненападении», который, дескать, означает что кто бы не приходил к власти, он не имеет права покушаться на жизнь, свободу, активы и деньги предыдущей власти.

Он задается вопросом: «что заставило нашу Директорию, а у нас сейчас у власти именно Директория (Порошенко, Аваков, Парубий, Турчинов) пойти на столь серьезный для себя риск, на отмену пакта?».

Ответ, по его мнению, кроется в давлении Запада, который требует борьбы с коррупцией. И в попытке нарастить рейтинг Юрия Луценко, который может стать преемником Петра Порошенко на посту Президента.

А поскольку «пакт о ненападении» больше не работает, нынешняя власть нынешняя власть пойдет на очень многое чтобы не проиграть выборы.

«Впереди резкое усиление авторитаризма, вплоть до его самых крайних форм. Отныне наши выборы, которые и без этого всегда проходили на грани гражданской войны, теперь будут еще более жестокими и бескомпромиссными. Потому что речь теперь пойдет уже о собственности и о свободе. А это уже совсем другие правила игры», — прогнозирует эксперт.

Не читали УПК?

В соцсетях иронизируют, что отпущенных на свободу экс-чиновников из разных областей, следует развозить по домам вертолетами. В СМИ появились заголовки «Луценко угрожает Печерскому суду пожаром», «Луценко в шоке от освобождения задержанных экс-налоговиков» и т.д.

Отметим, что согласно ст. 208 УПКУ от 13.04.2012, уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях:

1) если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение;

2) если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно это лицо только совершившего преступление.

Юрий Луценко – не юрист, а когда был принят новый УПК он сидел в тюрьме, и мог не знать норм нового Кодекса. Но сам он, добивался справедливости в Европейском суде по правам человека именно по процессуальным нормам ареста. И добился – Украина ему выплатила компенсацию в 15 тыс. евро (Госказначейство осуществило платеж 25 января 2013 года).

Теперь в ЕСПЧ могут подать экс-налоговики времен Януковича. Эта мысль пришла в голову министру внутренних дел, когда суд отпустил экс- главу Луганской налоговой Александра Антипова. «…И пусть ему 68 и практика ЕСПЧ.. ладно поборемся», — написал в Facebook Арсен Аваков.

Читайте также по теме