Тарас Корпан
19:03 19/02/2019

Годовщина расстрелов на Майдане: «Правда может оказаться политически токсичной»

Процесс расследования дел Майдана сталкивается с препятствованием и прямым вмешательством, заявляет спецпрокурор. А политологи допускают, что власти не заинтересованы в расследовании, поскольку в процессе выяснения истины можно выйти на самих себя.

«Эти минуты, этот день …»

В день пятой годовщины убийств на Майдане, Президент Петр Порошенко заявил, что он лично выносил погибших из Мариинского парка в Киеве.

«Ровно пять лет назад мой день начался с того, что я вышел в Мариинский парк, шел в Верховную Раду, это было 9:00. Увидел побратимов из 14-ой сотни Самообороны Майдана. Остановился. Поговорил. Они обратились ко мне за помощью, так как по ним стреляют. Прошел 150 метров. У фонтана была расположена цепь «Беркута», которая с помповыми ружьями стреляла в людей… Уже через 15 минут было 11 раненых — на моих глазах. Через полтора часа — трое погибших, которых мы пытались донести до Дома офицеров. Эти минуты, этот день я запомню на всю жизнь», — рассказал Петр Порошенко18 февраля, в день пятой годовщины массовых убийств на Майдане, выступая в Ивано-Франковске.

Многие сочли этот рассказ стремлением преувеличить свои заслуги. Так, нардеп Семен Семенченко опубликовал в Facebook фото Президента в компании правоохранителей и подписал: «2014. Порошенко готовится выносить раненных «беркутами» майдановцев». Политический эксперт Николай Мельник написал: «Любой лжи есть предел».

Однако, согласно документам, фигурировавшим в Панамском офшорном скандале, Петр Порошенко  был прописан в доме по улице Грушевского 9 а.  После избрания его сына Алексея депутатом Верховной Рады, писали, что тот прописан в родительской квартире, по ул. Грушевского и  ходит на работу пешком, за 10 минут пересекая Мариинский парк.

По этому маршруту вполне мог идти Петр Порошенко в феврале 2014 года, когда был депутатом Верховной Рады. Правда, у семьи Порошенко имеется  еще загородная усадьба в поселке  Козин. А  18 февраля, когда  протестующие начали наступление от Майдана к Верховной Раде (т. н. «мирное наступление») первая смертельная жертва появилась в  интервале с 12:30 до 13:00 – погиб технический работник офиса Партии регионов на ул. Липской. То есть — через примерно два часа после того, как убитых видел Петр Порошенко.

Затем, с 13:30 до 15:00 18 февраля 2014 года погибло шестеро майдановцев. К 15:39 митингующих оттеснили до перекрестка ул. Шелковичной и Институтской, полностью зачистив Мариинский парк, Крепостной переулок и частично ул. Институтскую.  Около 16:20 — 16:25 были убиты правоохранители. Пишут, что пока ни один человек из тех, кто стрелял в правоохранителей, не идентифицирован.

Начальник Управления спецрасследований Генпрокуратуры Украины Сергей Горбатюк заявляет о препятствовании и прямом вмешательстве в процесс расследования дел Майдана со стороны МВД, СБУ и внутри ГПУ.

«К сожалению, той помощи, поддержки, которая нужна была и которую, прежде всего, декларировали, следователи ее не получали. Именно от руководства государства, руководства правоохранительных органов», — сказал он. 

Политолог Андрей Золотарев уверен в намеренном сокрытии обстоятельств.

«Совершенно ясно, что в Революции достоинства победил не Майдан, а сцена Майдана, которая не заинтересована в том, чтобы вся правда об этих трагических событиях стала достоянием гласности. Ведь в процессе выяснения истины можно выйти на самих себя. В установлении истины никто не заинтересован.  Это — наглядный показатель того, что правда может оказаться политически токсичной»,- заявил Золотарев

«Работают лица, которым инкриминируется организация убийств»

Согласно статистике, за период с 24 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года погибли 66 участников акций протеста, которые были убиты из огнестрельного оружия, и 13 правоохранителей. Все смерти правоохранителей произошли в период с 18 по 21 февраля включительно.

В целом же пострадавшими в различных уголовных делах признаны около 1700 участников акций протеста и около 1000 правоохранителей. 

По словам Сергея Горбатюка, препятствия в расследовании происходили и в системе Генеральной прокуратуры. В частности, сокращение штата и передача расследования другим подразделениям. Также он рассказал, что в правоохранительных органах продолжают работать 36 подозреваемых в совершении преступлений во время Революции достоинства. Горбатюк подчеркнул, что 10 из этих подозреваемых работают на руководящих должностях.

«Из них на должностях руководителей управления департамента работают лица, которым инкриминируется организация убийств…Они продолжают работать и никакого реагирования для того, чтобы отстранить их от должностей не принимается. Суды не соглашаются, руководство самостоятельно не принимает мер. Есть наши письма, на которые отсутствует реагирование», — утверждает он.

Ранее генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил о завершении досудебного расследования, отметив, что в статусе подозреваемых проходят 160 человек, 50 из которых уже находятся на скамье подсудимых.  Позднее глава департамента специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк сказал, что данная информация не соответствует действительности. По его словам, решение о завершении расследования принимает прокурор по делу, а не генеральный прокурор.

Горбатюк сообщил, что о подозрении в совершении преступлений сообщено 66 лицам, против 16 человек обвинительные акты направлены в суд, по четырем расследование продолжается до сих пор, еще 46 человек находятся в розыске. Он подчеркнул, что уведомлены о подозрении 442 человека, по 289 подозреваемым дела направлены в суд. Под стражей по делам Майдана находится 13 человек, признаны виновными судом 52 человека, 9 осуждены к лишению свободы.

«На сегодняшний день большая часть преступлений раскрыта… установлены обстоятельства, исполнители, организаторы, пособники», — сказал Горбатюк.

При этом он добавил, что понимает неполноценность и недостаточность нынешних результатов следствия. По словам прокурора, всего по стране расследуется 4700 эпизодов преступлений, совершенных против участников Евромайдана.

Мониторинговая миссия ООН по правам человека призвала украинские власти выделить больше финансовых ресурсов для эффективного расследования преступлений против активистов Евромайдана. Но  Золотарев скептичен: «Сколько бы денег не было выделено, пока власть не сменится, прогресса в расследовании не будет».

Политический аналитик Дмитрий Корнейчук  уверен, что власть не заинтересована в расследовании. «Виновные не найдены и не наказаны, поскольку власть неожиданно могла выйти сама на себя.  Поэтому все сделано для того, чтобы люди забыли об этом. Власть превратила все в дешевый балаган», — подчеркнул политолог.

Читайте также по теме