Запрет на идеологические символы во время протестов формирует в Одессе городскую самоидентификацию в пику официальному Киеву. По экспертному мнению, власть, таким образом, рискует целостностью государства ради консолидации своих сторонников к выборам.
«Герои второго мая» или трагедия
2 мая в Одессе прошли мероприятия, посвященные четвертой годовщине уличных столкновений и пожара в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года, унесшего жизни 48 человек. Соборную площадь и Куликово поле закрыли для движения транспорта и установили железное ограждение с металлодетектором. На улицы вывели бронетехнику и отряды вооруженных спецназовцев.
Участникам акции запретили приносить красные флаги, пионерские галстуки и т.п. Политолог Сергей Белашко отвечает: «Запрет советской, российской и русской символики привел к тому, что в Одессе антиукраинские настроения маркируются официальными символами города. Последствия вполне предсказуемы. Антиукраинские настроения станут органичной частью городской культуры».
Накануне, 1 мая, несколько десятков пожилых людей проводили митинг у Оперного театра в Одессе. По случаю Первомая они требовали повышения зарплат, снижения тарифов, достойных пенсий. После митинга она попытались пройти до Куликова поля. Однако дорогу им преградили радикалы, которые помешали демонстрации.
2 мая партия «Национальный корпус» (политическое крыло подразделения МВД «Азов») решил провести «Марш украинского порядка» с участием более 1,5 тысячи человек по случаю годовщины трагедии в Одессе 2 мая. Глава Одесского Нацкорпуса Андрей Дроздов сообщил, что привезут их из других городов. На странице партии в Facebook написано: «Мы отмечаем подвиг живых и погибших героев второго мая, которые утвердили и отстояли в Одессе Украинский Порядок!».
Напомним, что в докладе Мониторинговой миссии ООН о ситуации с правами человека в Украине отмечается, что в единственном решении суда остался без ответа вопрос о том, кто несет ответственность за организацию массовых беспорядков, приведших к гибели 48 человек. А в отчете международной правозащитной организации Human rights watch за 2017 год указывается, что перспективы правосудия в уголовных делах о трагедии в мае 2014 года в Одессе остаются туманными.
2 мая 2014 года в Одессе произошли столкновения между участниками марша «За единство» (футбольными фанатами, представителями Самообороны Евромайдана) и группой лиц, которые пытались помешать проведению этого марша. В районе Греческой площади начались столкновения, в результате которых погибло шесть человек. Двое из погибших считаются активистами Евромайдана, а четверо — Антимайдана.
Затем евромайдановцы направились к Куликовому полю, где находился палаточный лагерь Антимайдана. Его сожгли. Многие участники укрылись в Доме Профсоюзов. Евромайдановцы бросали бутылки с зажигательной смесью в окна. Здание Дома Профсоюзов загорелось. В результате столкновений и пожара погибли 48 человек, более 200 получили раненения. В МВД заявили, что столкновение обеих сторон были заранее спланированы.
Однако по делу о Доме профсоюзов проходит только один человек активист лагеря на Куликовом поле, который призывал своих соратников скрыться в здании. Именно это, по мнению правоохранителей, стало причиной трагедии. Но и того судят заочно, поскольку обменяли его в 2014 году на военнопленных.
А расследование против активиста Евромайдана, который, как многие утверждали, был запечатлен на видео, добивающим человека, выпрыгнувшего из горящего Дома профсоюзов, было прекращено.
«Для уничтожения Украины»
18 сентября 2017 года Ильичевский суд Одесской области признал сторонников Антимайдана невиновными по делу о событиях 2 мая 2014 года на Греческой площади в Одессе. Пять бывших фигурантов дела постановили освободить из-под стражи в зале суда, однако сразу после оглашения оправдательного приговора двоих задержали по новому обвинению — в посягательстве на территориальную целостность Украины. При этом оправдательный приговор Ильичевского суда еще не вступил в силу, так как прокуратура подала на него апелляцию.
А подозреваемый в стрельбе по милиционерам со стороны Евромайдановцев давно на свободе. Печерский суд Киева сначала освободил его под домашний арест. Затем домашний арест закончился, и прокуратура не стала его в суде продлевать.
Политолог Руслан Бортник уверен, что надеяться на расследование в нынешнем политическом цикле не стоит. «Это крайне заполитизированное дело. Очевидно, что к этой трагедии причастны многие представители нынешней власти. Соответственно, расследования не будет», — сказал он.
Блогер Вячеслав Чечило написал: «Четыре год назад были «жареные колорады». У победителей была эйфория. Они ходили делать селфи на фоне трупов, абсолютно искренне веря, что человеческая мораль к ним уже неприменима. Они были почти небожители…». Блогер напоминает, что с тех пор был потерян контроль над территориями Донбасса
Политэксперт Дмитрий Корнейчук отмечает, что трагические события в Одессе 2 мая — «это все звенья одной цепи от начала Майдана и захвата Крыма до полноценной войны на Донбассе» . Он считает, что ответственность за трагедию несет власть.
«Нужны были жертвы и «точка невозврата» для уничтожения Украины. Конечно, в первую очередь ответственность несет власть», — написал эксперт в Facebook.
Отметим, что накануне на Донбассе завершилась начатая в 2014 году Антитеррористическая операция (АТО). 30 апреля ряд районов Донецкой и Луганской областей перешли в режим операции Объединенных сил (ООС).
«В сознании людей хотят похоронить весь негатив, связанный с АТО. Не было войны, не гибли люди», — говорит Корнейчука.
По его словам, украинская сторона конфликта хотела бы, чтобы теперь вина за гибель людей на Донбассе возлагалась не на Киев, а на тех, кто захватил власть в Луганской и Донецкой областях.
«Мы должны с чистого листа рассматривать ситуацию на Донбассе как потенциальное противодействие российской агрессии. Это должно улучшить имидж Президента Порошенко. Украина якобы уже не несет никакой ответственности за события, которые были и будут на Донбассе», — отметил он.
Белашко отмечает, что власть «получила достаточно дивидендов от Крыма и Донбасса», а теперь в Одессе возникает некая общность, отмеченная городской символикой.
«Местная символика расширяет социальную базу протестов, легитимирует участников не как представителей идеологии, а как представителей Одессы и одесситов», — отмечает он.
По мнению эксперта, такая ситуация опасна. «Дивидендов от сепаратизма Крыма и Донбасса власти хватило на избирательный цикл 2014-2015 гг. Сейчас этот потенциал иссякает. Захотят создать еще один очаг? Теоретически появление еще одного очага возможно. Но на практике каждый такой очаг может стать последним. Каркас государства настолько проржавел, что может начаться цепная реакция», — сказал эксперт.