Андрей Кислов
07:00 04/11/2016

Гонтарева в НБУ: роковая страсть Порошенко

Глава государства будет защищать главу Нацбанка до последнего, полагают эксперты. Они допускают причастность Петра Порошенко к «банкопаду» и даже к обвалу гривны, говорят о его «личной жадности». А Гонтарева, дескать слишком много знает, чтобы ее уволить.

«Уйдет только с ним»

В четверг, 3 ноября, в Киеве вкладчики обанкротившихся банков устроили акцию протеста на Майдане Незалежности и перекрыли движение по улице Крещатик. Они требовали от главы НБУ Валерии Гонтаревой и возврата своих вкладов. Также активисты зажгли несколько дымовых шашек. Участники акции протеста скандировали:  "Гонтареву на нары!" и "Банду геть!".

Эксперты отмечают, что Президент Петр Порошенко воспринимает любую атаку на главу Национального банка Украины Валерию Гонтареву как атаку на него лично. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник уверен, что  Петр  Порошенко будет «удерживать на плаву» Валерию Гонтареву. А если она и уйдет, то «только с ним или в критический момент». «Критический момент – это или перевыборы, импичмент, к примеру, по офшорным скандалам», — отметил Р. Бортник.

Напомним, в парламенте зарегистрировали постановление об увольнении главы Нацбанка В. Гонтаревой. Согласно Статье 85 Конституции, назначение и увольнение с должности главы Нацбанка осуществляет Верховная Рада по представлению Президента. Но Президент Порошенко выразил поддержку главе регулятора.

А сегодня пикетчики требуют отставки вместе с Гонтаревой директора-распорядителя Фонда  гарантирования вкладов физических лиц Константина Ворушилина.  Злые языки называют К.  Ворушилина  финансовым куратором бизнеса Президента.  Не секрет, что среди акционеров Международного  инвестиционного банка П. Порошенко числятся дети К. Ворушилина — Екатерина и Сергей.   А прежде чем передать долю детям, совладельцем президентского банка был сам директор ФГВФЛ Ворушилин.

ФГВФЛ занимаетсякомпенсацией вкладов на сумму до 200 тыс. грн. Для этого распродает активы проблемных банков, (которые стремительно теряют в цене). Фонду ни разу не удалось найти инвестора для спасения неплатежеспособного учреждения – все они отправляются на ликвидацию.

А закрывает банки НБУ. Так, Валерия Гонтарева отчиталась о 82 банках, которые выведены с рынка. Она обратила внимание, что 20 банкиров занимались просто отмыванием денег, в остальных банках, по ее словам, «просто не было совершенно никаких активов».

Президент общественной организации «Центр исследований политических ценностей» Олесь Доний считает, что причина «банкопада» заключается в «личной жадности» Президента Порошенко.Доний, ссылаясь на  инсайдерскую информацию,  утверждает, что списки украинских банков на рефинансирование или закрытие утверждал лично глава государства.  По его словам, В. Гонтарева не принимает решений лично, а является лишь «орудием Порошенко».

Личный интерес

 «Давайте говорить честно: атака на главу НБУ — это атака на Президента», — отмечает Руслан Бортник. Он считает, что на данный момент в парламенте нельзя снять с должностей ближайшее окружение П. Порошенко, а именно главу ГПУ Юрия Луценко  и премьер-министра Владимира Гройсмана (у правительства годовой иммунитет от увольнения — авт.).

«А Валерию Гонтареву уволить можно. Именно поэтому атакуют главу НБУ, при этом «подсвечивается» тема разграбления банковской системы, падения курса национальной валюты. А Президент воспринимает атаку на главу Нацбанка, как атаку на себя», — констатировал Руслан Бортник.

 Напомним, согласно Статье 85 Конституции, назначение и увольнение с должности главы Нацбанка осуществляет Верховная Рада по представлению Президента. Но эксперты отмечают успехи личного банка Петра Порошенко. Ведь  «Международный инвестиционный банк» на фоне общего падения банковского рынка Украины показывает устойчивый рост.

Так, за 9 месяцев с начала 2016 года Международный инвестиционный банк (МИБ) увеличил прибыль до 31,4 млн гривен, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (15,7 млн гривен).

 «Это свидетельствует о том, что «слепые» трасты, которые, как все понимают, являются президентской собственностью, напрямую влияют на рост прибылей в финансово-кредитном учреждении», — считает экономический эксперт Всеволод Степанюк. Он полагает, что поскольку банк принадлежит высокому должностному лицу, «соответствующие вкладчики идут в этот банк».

«То есть, в этом банке более состоятельная клиентура. Также очевидно, что отношение Нацбанка и других контролирующих органов более мягкое к банку главы государства, чем к другим банкам», — сказал он, напомнив, что  Президент Порошенко контролирует 60% акций МИБ. Среди миноритарных акционеров – сын и дочь Константина Ворушилина, а также первый заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко и первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.

Президент причастен?

Финансовый аналитик, управляющий партнеринвестиционной компании Capital Times Эрик Найманн прямо обвиняет Петра Порошенко в причастности к обвалу курса национальной валюты.

Как известно, на момент назначения Валерии Гонтаревой главой НБУ гривна держалась на уровне около 13 грн за доллар.«Вина за обвал курса гривны с 13 до 25 грн/долл. лежит солидарно на НБУ, Кабмине и Президенте», — утверждает эксперт.

Он напоминает, что 19 июня 2014 года Валерия Гонтарева по инициативе Президента была назначена Председателем правления НБУ. 4 августа 2014 года Кабмин принял решение увеличить Уставный фонд НАК «Нафтогаз Украина» на 63,3 млрд грн в форме выпуска ОВГЗ.

По словам Эрика Наймана,  Минфин напечатал ОВГЗ и передал их в НАК «Нафтогаз Украины» на 63 млрд грн. НБУ купил у  «Нафтогаза» ОВГЗ на 63 млрд грн. /> Затем НБУ продал «Нафтогазу» доллары из валютных резервов на $5,1 млрд.
«Нафтогаз» погасил еврооблигации $1,7 млрд с процентами.

Остальная валюта ($3,4 млрд) ушла на покупку газа. По тогдашним ценам этой валюты хватило на покупку 9 млрд куб. м. газа. Но всего с сентября 2014 года по март 2015 года импорт газа составил $3,3 млрд. НБУ купил ОВГЗ и у других продавцов, еще почти на $5 млрд, а потом им же продал доллары из валютных резервов на эту же сумму.

В октябре 2014 года валютные резервы НБУ сократились на $3,8 млрд, а всего за период с октября 2014 года по февраль 2015 года включительно произошло сокращение валютных резервов НБУ на $10,8 млрд. При этом портфель ОВГЗ во владении НБУ вырос на $10 млрд. (по актуальным на дату покупки валютным курсам).

«Итог – валютные резервы сократились до угрожающего для национальной безопасности Украины уровня, а курс гривны рухнул с 13 до 25 грн/долл», — констатирует эксперт.

«Я не поверю, что никто из инсайдеров не заработал на произошедшем. Также как никто из инсайдеров не заработал на погашении еврооблигаций НАК «Нафтогаз Украины», когда стране так нужна была валюта»- отмечает Эрик Найман.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что главе государства, скорее всего, выгодно иметь главу НБУ с «рыльцем в пушку».  «Таким главой НБУ проще манипулировать, и не удивительно, что Гонтарева и аферы уже стали синонимом нашей жизни», — говорит он.

 А Руслан Бортник считает, что Петр Порошенко сам оказался в зависимости от своей ставленницы: « Глава НБУ слишком много знает, чтобы ею пожертвовать», — сказал он.

Читайте также по теме